? Сегодня 20 лет порталу Moldfootball.com! Лаврентий Анищенко: "Адлан предложил выкупить половину доли сайта, я отказался. Тогда он заявил, что создаст свой сайт, вложит в него сразу 70 000 долларов и потопит Молдфутбол"
16 июля 2020, четверг
В этот день, ровно 20 лет назад, увидел свет сайт Moldfootball.com - главный футбольный портал Молдовы. Невероятная цифра не только для онлайн-проектов, запущенных в то время, но и для любой компании.
Специально к этой дате Сергей Беседин поговорил с основателем и главным редактором Молдфутбола Лаврентием Анищенко, который максимально откровенно ответил на абсолютно все заданные вопросы и рассказал то, о чем многие не догадывались:
- Как возникла идея создания первого сайта о молдавском футболе у человека, который ни разу не был на футбольном матче;
- Насколько сложно было делать сайт в Молдове в 2000-м году;
- Как первые 9 лет работать без никакой прибыли;
- О своей фанатской жизни и агентской деятельности;
- Что такое настоящий энтузиазм в работе: просыпаться в выходные в 4:30 утра в Бельцах и идти в троллейбусный парк, чтобы увеличить посещаемость "Олимпии";
- О том как сошлись и разошлись пути с "Дачией" Адлана Шишханова;
- Какие конфликты возникают в работе;
- Что общего имеет группа Металлика и кружок для детей, посвященный эпохе Возрождения;
- И о многом, очень многом другом и интересном.
И тогда я решил сделать сайт о молдавском футболе. Правда, к тому времени я не был ни на одном матче чемпионата Молдовы и вообще не представлял, как его можно смотреть в здравом уме. Зато ниша была свободна.
- Если твое имя вбить в поисковики, то можно найти кучу интервью, которые ты давал зарубежным сайтам. Там тебя спрашивают штамповые вопросы, типа: будет ли полный стадион в Кишиневе на игре с Россией, как обстоят дела в молдавском футболе и т.д. Но молдавским журналистам ты никогда не давал интервью. Почему так?
- Да, в основном связываются перед международными матчами. Я понимаю, что это дежурные, тематические интервью. Они связаны не с моей личной персоной, а просто людям нужно сделать материал с кем-то из страны соперника. Хотя бывает какой-нибудь громкий инфоповод. Например, как-то мне Юрий Дудь звонил.
- А Дудь что хотел?
- Помнишь, когда президент "Флорен" выехал прямо на газон на своей машине и гонялся за судьей во время матча. Вот Дудь и звонил по этому поводу, расспрашивал, что да как и попросил найти контакты президента "Флорень". Дудь тогда только начинал, еще в "Известиях" работал, и на таких необычных событиях и обратил на себя внимание. А так, я никогда не любил публичность и никогда не гнался за личной популярностью. Ты первый, с кем я согласился пообщаться откровенно про свою жизнь и работу Молдфутбола, да и то, потому что повод такой.
- Ровно 20 лет назад ты создал первый футбольный сайт в нашей стране. Это был 2000-й год. Тогда 95% населения Молдовы еще даже не знали, что такое интернет. Расскажи в подробностях, как ты пришел к этой идее?
- Вообще-то, были такие Интернет-странички и до этого, просто быстро умерли. А свой первый футбольный сайт я сделал еще в 1999-м году. Был он про европейский футбол и хостился на сайте Ournet.md – это тогда был молдавский Гугл. Однако через полгода я понял, что это гиблый номер. Тогда уже сделали свои электронные версии "Спорт-Экспресс", "Советский Спорт", зарождался Sports.ru, с со-основателем которого Дмитрием Навошей мы в начале нулевых вели переписку (к слову, информер с мировыми новостями на нашем сайте не случайно именно от Sports.ru – это дань тому времени). У них были и деньги, и кадры, и ресурсы.
Я подумал - куда простому пацану, сидя в кишиневской квартире, конкурировать с такими акулами? Тогда я начал искать свою нишу. Была идея создать сайт объявлений, но оставил эту затею для будущих "трех девяток md", потому что я же не программист, а на WYSIWYG-редакторах такое не сделаешь. И тогда я решил сделать сайт о молдавском футболе. Правда, к тому времени я не был ни на одном матче чемпионата Молдовы и вообще не представлял, как его можно смотреть в здравом уме. Зато ниша была свободна.
- Ты создал сайт о молдавском футболе, не видя ни одного матча. Как такое возможно?
- Вот так. Я не видел смысла ходить на матчи нашего чемпионата. Тогда я увлекался мировым футболом, читал "Спорт-Курьер", смотрел Серию А на телеканале Acasa, и жил в телетексте каналов Eurosport и CNN. Ты помнишь, что такое телетекст на телевизоре? Это был такой режим в телеке, чем-то похожий на нынешний Интернет, там можно было узнать свежие новости и самое главное – видеть Livescore некоторых матчей. А молдавский футбол меня не интересовал. Вообще. Но меня всегда прельщала возможность увидеть больше, чем просто болельщик, увидеть изнанку футбола. И это был шанс.
- Ты даже на стадионах в Молдове не был?
- Ну, я в детстве случайно попадал на международные матчи на Республиканском стадионе. Я жил на пару кварталов ниже, и с моего двора было видно, когда там по вечерам горели прожекторы. Мы бежали туда, перелазили через забор, и попадали либо на тренировки зарубежных команд, либо на матчи. Перелез – и вот тебе Стоичков, Ширер, "Спарта" против "Зимбру", Бекхэм, Раванелли. Но мы были детьми, не знали ни календаря, ни положения в группах, ни что за турнир, вообще ничего. Мы просто видели прожектора и бежали на свет стадиона.
Однажды с другом перелезли через забор – тренируется какая-то команда, мы даже не вникали кто. Главное, что на беговой дорожке был мяч и мы начали перепасовываться. Вдруг с поля от игроков улетает мяч куда-то в сторону трибун, а с кромки поля мне Лотар Маттеус и Юрген Клинсманн кричат, кидай мол сюда ваш мяч. Они делали упражнение в 10 метрах от нас, а мы даже не вникали, что там за команда. Представляешь? И никакой охраны, никто тебя не гоняет. Мы дали им наш мяч, взяли их - и давай дальше пасоваться. Обидно только было, что батя дома не поверил.
Отец меня брал с 5-6 лет на Республиканский еще на чемпионат СССР. Дома постоянно видел "Футбольное обозрение", матчи чемпионата СССР, листал журналы, газеты. Пока родители на даче возились в огороде, я возился с газетами и сравнивал как идут "Нистру" и "Тилигул" в чемпионате Советского Союза. Так что я с детства был "прошит" на футбол.
За 5 лет у меня было 30 предметов высшей математики, а я по складу ума гуманитарий. Что я там делал? Просто потерял 5 лет своей жизни. Во время экзаменов я рисовал дизайн сайта на листочке, потому что не знал даже с какой буквы или цифры надо начинать решать задание.
- А сам не пытался стать футболистом?
- Ходил какое-то время на Рышкановку в "ДЮСШ". Но быстро понял, что ловить мне нечего. После школы пошел за компанию с одноклассниками учиться на факультет математики и информатики. За 5 лет у меня было 30 предметов высшей математики, а я по складу ума гуманитарий. Что я там делал? Просто потерял 5 лет своей жизни. Во время экзаменов я рисовал дизайн сайта на листочке, потому что не знал даже с какой буквы или цифры надо начинать решать задание. Ничему нормальному нас не учили. А программист из меня получился такой же, как и футболист (улыбается).
- На дворе 1999-й год. Компьютеры были не у многих, а Интернет и подавно. Тогда все пытались выпустить газеты, журналы, мечтали в телек попасть. Лично я старался тоже развивать черно-белую футбольную газету. Но ты был первым, кто решил начать в Интернете. Мне всегда было интересно, почему ты полез в Интернет?
- Я тоже носился с идеей создать газету. Но к 2000 году, когда мне было 17 лет, я понимал, что печатная пресса обречена, и все газеты и журналы вымрут как динозавры. Чувствовал, что с годами Интернет просто убьет печатные СМИ.
- Были какие-то спонсоры, кто помогал тебе на начальном этапе?
- Я делал всё на энтузиазме. Мне не нужны были деньги. Первые три года сайт был на бесплатном домене moldfootball.virtaulave.net, где вылазила всплывающая реклама. Сейчас я даже не рассматриваю предложения от рекламодателей с таким видом рекламы, а тогда 20 долларов в год за домен без рекламы для меня были деньгами. В первые годы мне помогал другой молодой пацан - Ефим Петербарг, который к тому времени уехал на ПМЖ в Израиль, но еще следил за молдавским футболом - он взял на себя полную статистику выступления легионеров.
Помогали родители тем, что оплачивали доступ в Интернет. Тогда это была dial-up связь через обычный телефон. Мало того, что скорость скачивания была 3-4 кб/сек, так еще и за каждую минуту связи надо было платить Молдтелекому 7 бань. В месяц по тем деньгам накапливалась серьезная сумма.
Спонсор? Мой первый спонсор – это ларек с дисками на "Птичке". На сайте был конкурс какой-то, а победитель мог в ларьке выбрать диск с какой-то игрой или фильмом. Еще в 1999 году, учась в 12 классе, я написал письмо в газету "Спорт-Курьер". Меня взяли внештатником, дали чемпионат Испании. В ночь с воскресенья на понедельник верстал газетную страницу, информацию переводил из английской прессы и испанской Marca, а в 7 утра шел в школу. Потом дали две страницы, потом Италию, Россию, другие материалы. Бывало иногда, что полномера газеты были моими – получилась неплохая подработка. Почти все деньги, которые зарабатывал оттуда, вкладывал в сайт, платил за Интернет. Году в 2005 перешел на Интернет от SunTV. Интернет шел по кабелю и не надо было платить за каждую минуту – сказка! Зато лимит трафика в месяц был 500 мегабайт. Сейчас только один видеообзор НД весит столько, но тогда хватало на месяц.
- Когда почувствовал первый выхлоп?
- Первые деньги сайт принес мне только в году 2009-м. Это была реклама букмекерской конторы за 150 евро в месяц. До этого за 9 лет сайт не принес ни копейки, но я не особо и парился по этому поводу. Примерно в то же время на сайте появился первый сотрудник. Это был Макс Кирьязов, и мне стало гораздо легче. А через год на сайт пришла Ирина Корякина, и они стали работать в две смены, то есть мы могли покрывать ленту с утра до вечера. И тут важно отметить, что и Ира, и Макс пришли на сайт не за деньги, а из энтузиазма. Им нравился не просто футбол, а молдавский футбол, и первое время они работали совершенно бесплатно, как и я, просто потому что нам это нравилось. Вскоре я сам предложил обоим хоть и символическую, но зарплату.
- Расскажи какую-нибудь историю, каково это делать сайт о молдавском футболе в 2000-м году…
- Я всегда говорю, что это была другая эпоха. В 2000 году результаты матчей Национальной Дивизии я брал из "Спорт-Курьера". Газета выходила два раза в неделю: во вторник и в пятницу. Если матч игрался в пятницу, то лишь во вторник результаты появлялись на Молдфутболе. А бывало, что матч завершался в четверг поздно вечером и не успевал попадать в пятничный номер. Получается, что результат четвергового матча у меня появлялся во вторник. Причем, только в 19:30 вечера, потому что у меня был "ночной пакет" от Relsoft за 15 баксов в месяц. Вот такая была "оперативность" (смеется).
Позже я познакомился с Виктором Даги, и он подсказал, что есть один волшебный номер телефона в Федерации. Звонишь через минут 40 после матчей и охранник с неохотой, но диктует тебе все результаты и авторы голов не только НД, но и Дивизии А. Тогда у меня уже появилось преимущество перед печатными СМИ: они все выходили во вторник, а у меня на сайте результаты появлялись практически сразу.
Хорошо, что судья удалил Хмарука и Епуряну и одного азербайджанца – хоть что-то интересное.
- Ты помнишь первый момент, когда почувствовал себя очень крутым, потому что у тебя есть футбольный сайт?
- Не помню, потому что такого никогда не было. Я парень простой, свободен от понтов любого вида и от мнения окружающих. Но были моменты, когда мне было приятно за то, что я сделал это первым в Молдове. В 2001-м году сборная играла в Азербайджане на выезде. Со мной связался Женя Веретенников, тот самый который через 10 лет создал турнир Bemol Regions Cup. Он предложил мне провести текстовую он-лайн трансляцию матча со стадиона в Баку. Спрашиваю, а как ты мне будешь передавать информацию со стадиона. А он говорит - буду звонить по мобильному. Для меня тогда это было фантастикой - мобильная связь между странами. Как назло, матч закончился со счетом 0:0 и получился довольно скучным. Хорошо, что судья удалил Хмарука и Епуряну и одного азербайджанца – хоть что-то интересное. Тогда даже Livescore.com с огромной задержкой показывал красные карточки с этого матча.
Через год сайт провел первую онлайн конференцию. Любой человек мог задать вопросы Иону Тестимицану, который играл тогда в Южной Корее, а он отвечал. Ни печатные СМИ, ни телек такого предложить людям не могли. Сейчас, конечно, есть социальные сети и любому футболисту можно написать все что хочешь в личку, но тогда не было ни соц сетей, ни Инстаграма.
Позже на сайте завел свой блог Илюша Чебану, который тогда играл в краковской "Висле". Это тоже было круто, потому что он писал не банальные вещи, а рассказывал, как и что происходит в футболе изнутри, говорил про то, что не могут увидеть или узнать обычные болельщики, находясь на стадионе или дома перед телеком. Причем писал он очень интересно и необычно. Я еще тогда подумал, что сам я так интересно писать не могу.
- Болельщики "Зимбру" со стажем рассказывали мне, что ты был в их фан-клубе. И даже показывали мне фотки, где ты стоишь с ними на фанатской трибуне за воротами с желто-зеленым шарфом. Это правда, что ты был фанатом "Зимбру"?
- Да. Все началось в 2000-м году с финала Кубка Содружества "Спартак" - "Зимбру". Я смотрел этот матч в "Патрии" с друзьями, подымали тосты за "Зимбру". А за соседним столом сидела большая группа фанатов "Зимбру". После матча они подошли к нам, познакомились, предложили прийти на сектор. И опять же, меня завлекло увидеть футбол с другой стороны, изнутри. И я увлекся. Мне понравилась атмосфера, проникся духом этой движухи, объездил всю Молдову, пробил пару выездов за рубеж, приезжал с выбитыми зубами. Мы все дни проводили вместе, со временем стали дружить семьями. Это было классное время и со многими пацанами – хотя многие из них уже солидные дядьки - мы до сих пор дружим и иногда куралесим.
- А как тебе совмещались эти роли? С одной стороны ты серьезный человек, редактор и владелец сайта, который представляет весь молдавский футбол, а с другой – фанат клуба "Зимбру". Не было ли тебе стыдно за это?
- Во-первых, тогда сайт был аматорским. Во-вторых, за что мне должно было быть стыдно? Я ничего ни у кого не украл, никого не убил. Понимаю, что у многих есть такие стереотипы - если человек ходит на фан-сектор, значит он отморозок или потерянный в этой жизни. Иногда это так, но чаще всего нет. У нас были и банкиры, и адвокаты, и работники крупных государственных компаний – куда более серьезные люди, чем я. Хотя со временем перерос эту движуху, и со стороны, конечно, всё выглядит по-другому. А может поколение другое.
Кстати, после матча все шли пить пиво, а я им говорю, что присоединюсь к ним через полчаса. А сам бегу в интернет-кафе, чтобы обновить сайт. Тогда ведь не было ни вай-фая, ни мобильного интернета.
- А если говорить про пристрастия. Получается, что ты, как редактор сайта, мог специально делать хорошие материалы про "Зимбру" и также специально давать плохие материалы про их конкурентов…
- Это все туфта. Разве что может в первые пару лет, по молодости. Это никому ничего не дает. Никогда не понимал, как болелы с пеной у рта доказывают кому-то, что пенальти в их ворота не было, если он очевидный. Или если команда по всем фронтам уступает "Шерифу", что плохого, если ты это признаешь?
- Почему ты ушел с сектора?
- Перерос. Да и поступило предложение, от которого не мог отказаться - переехать в Бельцы.
Кстати, очень многие парни с сектора остались работать в футболе. Кто-то стал журналистом, кто-то детским тренером, есть судья, есть люди из региональных ассоциаций. Те кто перерос эту тему, сейчас все равно приходят на матчи - с женами, с детьми. Мы все остались в футболе, в разных качествах - работать или болельщиками. А все почему? Потому что так или иначе с детства нам привили футбол.
А кому не повезло так с футбольным батей, как мне? (улыбается) У кого батя любит условный бадминтон или гандбол или вообще на заработках? Большая вероятность, что этот ребенок будет потерян для футбола. Так что эти уроки футбола в школах, которые сейчас ввели - это как раз важная долгосрочная работа, чтобы дети попали и навсегда остались в нашей футбольной секте: кто-то футболистом, кто-то журналистом, кто-то тренером, кто-то судьей, а большинство болельщиками - потребителями продукта.
Что касается заманчивого предложения, о котором я говорил - в 2006-м году мой друг Марчел Морару стал директором бельцкой "Олимпии" и предложил мне поработать с ним в Бельцах. Совмещать и клуб, и сайт с фанатской жизнью было нереально.
- Получается, что ты с фанатской трибуны ты перешел сразу в кресло одного из руководителей футбольного клуба. Хороший шаг вперед…
- Насчет руководителя – это все громко звучит. Я просто ему помогал, потому что на многие футбольные вещи мы смотрели одинаково. Когда мы пришли в "Олимпию", она уже 5-6 лет прозябала в Дивизии А. Знаешь, из чего тогда состоял бюджет клуба? Клубу принадлежала парковка со стадиона, вот оттуда и пополнялся наш бюджет. Еще часть денег давал рынок. Что-то по мелочи подкидывала мэрия, так как клуб был муниципальным. Для Дивизии А этого еще хватало, но в НД нужны уже были совсем другие деньги. Тратили свои личные деньги, туда по мелочи, сюда - накоплялось изрядно. Для этого нужны спонсоры, бизнесмены, предприятия. А чтобы их хоть как-то заинтересовать, нужно сделать так, чтобы на матчах была посещаемость. Тогда мы начали активно работать над привлечением болельщиков.
Но кто-то в НД тогда делал такое? Кто не давал тем же кишиневским клубам размещать рекламу в транспорте? Просто для этого нужно было много работать, двигаться, наводить контакты, просыпаться в 5 утра, чтобы все успеть.
- Так ведь Бельцы и так самый футбольный город Молдовы. Вы же тогда, кажется, запустили этот мем?
- Я тебе скажу так: Бельцы – такой же самый футбольный город Молдовы, как и Бендеры, Рыбница, Оргеев или Хынчешты. Просто мы очень много работали над тем, чтобы привлечь местных на матчи.
Вот тебе пример. Мы договорились с троллейбусным управлением, и перед каждым матчем "Олимпии" мы просыпались в 4:30 утра, ехали в троллейбусный парк и развешивали в троллейбусах плакаты, чтобы люди знали, что вечером будет футбол. По всему городу я ездил и клеил афиши на столбах и заборах. Выходили на местные СМИ и давали рекламу. На играх старались развлекать народ, проводить конкурсы, викторины, лотереи, крутили хорошую музыку. Еще в Дивизии А мы начали печатать и раздавать бесплатно программки с интересным содержанием. Приятно было видеть, как программки переходят из рук в руки. То есть, в принципе мы не делали ничего такого выдающегося – базовые, стандартные вещи, но системно. Это важно – системно.
Но кто-то в НД тогда делал такое? Кто не давал тем же кишиневским клубам размещать рекламу в транспорте? Просто для этого нужно было много работать, двигаться, наводить контакты, просыпаться в 5 утра, чтобы все успеть. До сих пор никто ничего такого не делает за редкими единичными исключениями.
- Я помню, что вы первые в Молдове решили не продавать билеты на матчи, а поставили коробку перед стадионом, в которую каждый желающий мог положить столько денег, сколько хочет. Сейчас эта стратегия называется с от английского Pay what you want (плати сколько ты хочешь – прим. авт.).
- Да, это Марчел придумал. И это оказалось куда более продуктивно, чем продавать билеты по 5 или 10 лей, как это делали тогда другие клубы. Люди бросали в коробку и по 50 лей – и это по тем временам! Мы попытались донести до всех людей, что это ваш город и ваша команда, поэтому деньги, которые вы дадите и не пожалеете, пойдут не нам в карман, а на нужды клуба. Зародилось взаимное доверие между клубом и болельщиками.
- Сколько в среднем за матч собиралось на таких донатах?
- Несколько тысяч леев. Однажды этими деньгами заплатили за работу судей, так как в бюджете был полный ноль. Это сейчас гонорары арбитров полностью платит FMF, тогда платили клубы.
- А потом в клубе появились легионеры из Латинской Америки…
- Да, приехал тренер из США Армен Симонянц и привез с собой несколько легионеров. Особенно выделялись высоченный голкипер Колин Бёрнс (потом он провел сезон в вышке Швеции), парагвайский полузащитник Анжело Мачука и защитник Леонид Шарф, который в ФК "Майами" играл с Ромарио. Из Нигерии приехал ассистент тренера и привез с собой Эрика Сакея.
- Большие зарплаты платить вы им не могли. Зачем тогда они приехали?
- Да, зарплаты у всех были не больше 500 долларов. Но все они приехали из США, а там футбол специфический. Сакей - из Африки, тоже понятно зачем. Все ехали в Молдову, как на трамплин в Европу.
Я накануне поговорил с некоторыми из них, мол, пацаны, добро пожаловать, давайте чтобы все было красиво. Да-да, конечно - отвечают. В итоге - просто эпичная драка трибуна на трибуну, остановка матча на 38 минут, пожарные машины поливают фанатов водой.
- Недавно Киселев давал интервью на Фэйсбуке и говорил, что его знакомство с молдавским футболом началось с того, что к нему пришел Марчел и попросил 10 тысяч долларов на нужды команды. Получается, что это вы его подсадили на футбол?
- Ну, не знаю. Насколько я помню, эти деньги были чтобы привезти весь этот десант легионеров и тренеров из США и Африки. Помимо легионеров в "Олимпию" были взяты ряд местных крепких игроков, из Казахстана приехал Лилиан Попеску. Он мощно отыграл сезон, а потом начал в "Олимпии" тренерскую карьеру. Но это уже было после нас.
Интерес к футболу в городе был колоссальный. На тренировках собиралось больше зрителей, чем у многих клубов на играх. Апогеем стал первый за 6 лет матч "Олимпия" - "Зимбру". Для фанатов "Зимбру" выезд в Бельцы был очень долгожданным, некоторые приехали за день до игры. Я накануне поговорил с некоторыми из них, мол, пацаны, добро пожаловать, давайте чтобы все было красиво. Да-да, конечно - отвечают. В итоге - просто эпичная драка трибуна на трибуну, остановка матча на 38 минут, пожарные машины поливают фанатов водой. Так и непонятно из-за чего все началось, но на следующий день про футбол в городе говорили даже бабушки на лавочках. Появился интерес и у местного бизнеса.
.
- Тем не менее, вы не проработали и до конца года…
- Я не говорю, что мы были такие хорошие и идеальные, все делали правильно. Мы тоже в чем-то ошибались, были молоды и наивны. Финансирование клуба наладить так и не удалось. Город назначил директором Сергея Киселева. Мы хоть и ушли, но остались в хороших отношениях с ним. Он даже дал нам своего программиста и мы с ним для "Олимпии" разработали сайт. Что касается меня, то после журналиста, фаната и работы в клубе я переключился на свою четвертую ипостась в футболе - агентскую деятельность.
- Как получилось, что ты решил заняться этим делом?
- Мы к этому времени уже прощупывали почву, имели некоторые контакты в этой области. Мне под прикрытием журналиста было легче найти телефоны тренеров в разных странах. Тогда было такое время, что можно было позвонить практически любому незнакомому тебе тренеру из клубов высшей лиги Украины, Казахстана, Белоруссии, Прибалтики, первой лиги России и с 40-процентной вероятностью пробить просмотр. У нас сложилась такая схема: я пробивал просмотр по телефону, и если игрок проходил, Марчел уже ехал в клуб и добивал финансовые вопросы.
Если правильно припоминаю, даже с генеральным директором московского "Спартака" Сергеем Родионовым о чем-то общался. Кажется, до сих пор номер его в мобильнике сохранился. Да, так и есть – "Родионов Сергей Юрьевич Спартак". Хотя 10 лет прошло. Даже не помню по какому поводу общались. Да что там СНГ. Я как-то просто по телефону пробил просмотр молдавского футболиста к Луи ван Гаалу.
Нашли ему контракт на два года, 2 000 долларов в месяц плюс подъемные ему – то ли 10, то ли 20 тысяч долларов. Он всего лишь должен платить нам общепринятые 10% с зарплаты. После этого человек просто пропал
- Да ладно?
- Да. Не помню уже как надыбал номер Шоты Арвеладзе, он был ассистентом у ван Гаала в "АЗ Алкмааре". Они как раз в тот год с отрывом выиграли чемпионат Голландии у "Аякса", вышли в Лигу Чемпионов. И после нескольких моих телефонных разговоров с Арвеладзе они одобрили просмотр молодого Саши Дедова. Он тогда играл за "Вентспилс" на Кубке Содружества, и прямо посреди турнира улетел на неделю на просмотр в Голландию. Насколько я помню, в следующие 10 лет молдавские игроки даже на просмотре не были в Голландии, пока Алексей Кошелев не перешел в "Фортуну". Это я к тому, что сейчас ничего подобного невозможно. По телефону с незнакомым тренером нормальной команды такие вещи не решишь.
- На деньги вас кидали?
- Зарубежные партнеры или игроки – нет, а наши – да.
- Кто эти кидалы? Назовешь фамилии?
- Давай не будем уже вспоминать о плохих людях. Помогли одному футболисту найти клуб. Ему на тот момент было 28, играл в середняках НД за зарплату в пару сотен долларов. Чтобы ты понимал, это был 2007-й год, а у него на тот момент даже не было мобильного телефона. Я звонил ему на домашний номер соседей. Нашли ему контракт на два года, 2 000 долларов в месяц плюс подъемные ему – то ли 10, то ли 20 тысяч долларов. Он всего лишь должен платить нам общепринятые 10% с зарплаты. После этого человек просто пропал.
- А как он мотивировал то, что не платил вам?
- Самое интересное, что часть подъемных он получил сразу, а часть через полгода или год руководство отправило ему через нас. За деньгами пришла его жена. Я высчитал из этой суммы ту часть, которую он нам "забыл" отправить. Спрашиваю – все верно? Отвечает: да. Я говорю: "Вы же опять забудете про свои обязательства. Давай может из вашей оставшейся суммы сразу высчитаем наш комиссион за оставшийся период наперед"? Нет, говорит, точно отправим. Просто купили машину, то-сё. Ну я улыбнулся, отдал ей оставшуюся часть. И, конечно же, ничего они больше нам не отправили.
Тогда я окончательно понял, что многие футболисты будут тебе клясться, что останутся с тобой и в горе, и в радости, но как только у них становится все хорошо, то сразу забывают все. Но не все. Были и очень хорошие и достойные примеры. Самое интересное знаешь что? Что когда у него закончился контракт, он как ни в чем не бывало попросил нас поискать ему новый клуб.
- Искали?
- Нет, конечно.
- Какой был самый обидный трансфер, который не состоялся?
- Помнишь "Зимбру" неожиданно отказался от Максима Француза и еще ряда игроков? Он тогда в "Сф.Георге" перешел. Марчел нашел ему вариант в "Луче-Энергии", он прошел просмотр, предложили нормальную зарплату. Ему тогда 23 года должно были исполнится только через два месяца, поэтому при уходе из "Зимбру" он с тогдашним директором Георгием Журавель договорились о какой-то сумме компенсации. В итоге, когда в "Зимбру" узнали, что Макс переходит в Россию, то сумму компенсации эту значительно увеличили. И Федерация футбола без письма Журавля не отправляла трансфер в Россию. А это был последний день, последние часы трансферного окна. Самое обидное, что никакого письма от "Зимбру" не требовалось. Игрок был свободен и мог перейти куда угодно, а сумма компенсации – это уже последующее дело двух клубов.
Очень обидно, что такой талантливый футболист так и не сыграл ни разу нигде, кроме клубов НД. Кто знает, если бы он уехал тогда в Россию, у него совсем иначе сложилась бы судьба. Помню, я напился в тот вечер.
Юрия Ливандовского отправляли за год на просмотры в пять клубов. Был и в "Вентспилс", который тогда играл в группах Лиги Европы, и в белорусском БАТЭ у Виктора Гончаренко, в Польше. Везде где-то чего-то ему немного не хватало.
- Не могу не спросить про деньги. Сколько ты заработал на трансферах?
- Заработок в этом деле штука относительная. Кое-что заработал, но и расходы были немалые, особенно тогда. Тем более мы все делили пополам. Визы, бумаги, перелеты, гостиницы, мобильная связь, налоги – все это влетало в копеечку. Это сейчас визы не нужны, мобильная связь дешевая, а из Кишинева летает по всем направлениям куча разных компаний, в том числе лоукосты. А тогда перелет из Парагвая или Африки в Европу и обратно стоил немало. Сейчас есть Вайбер, Телеграм, а тогда был разве что Скайп, но серьезным людям по Скайпу ты звонить не будешь.
- Почему получилось стать агентами у старшего поколения молдавских журналистов: Истрати, Запрожана, Пырнэу и не получилось у тебя?
- Вопрос заведомо неправильный. Если бы я остался и дальше в этой теме, то не могу сказать, что у меня бы не получилось. Как раз-таки, думаю, что получилось бы. Есть целый ряд факторов, которые в совокупности повлияли на мое решение сосредоточиться на развитии сайта и оставить агентскую деятельность.
Во-первых, я никогда не чувствовал это своим делом и воспринимал это как временную авантюру. Да, интересно, прибыльно, необычно. Для меня, как для молодого парня, было тогда по кайфу общаться с тренерами и футболистами, это было как приключение. Но не для души.
Во-вторых, те, кого ты перечислил, начинали с того, что устраивали лучшее поколение молдавских футболистов. С каждым годом этот уровень все падал, а футболистов стало устраивать все сложнее. Я понимал, что скоро наши игроки будут котироваться все меньше. И, к сожалению, не ошибся.
В-третьих, это дело очень нестабильное. Нервотрепки и затрат много, иногда выхлоп есть, а иногда нет. Да, можно было поднажать, перетерпеть и пошло бы – мне не привыкать – но, как я говорил, это было не совсем мое. У меня скоро должен был родиться ребенок и подумал: лучше меньше, но стабильно. Поэтому в какой-то момент я решил сосредоточиться на сайте.
- Некоторое время вы очень активно сотрудничали со "Сф.Георге". Мне запомнилось это знаешь почему? В 2009 году вы впервые сделали видеотрансляцию матча по интернету. Это было ноу-хау сродни запуску ракет в космос, во всяком случае, тогда так это казалось…
- Точно, а я уже и забыл про это. Мы тогда сотрудничали со "Сф. Георге", потому туда, кстати, и перешел Француз из "Зимбру" и едва не ушел в "Луч-Энергию". Причем "святые" тогда в Дивизии А играли, но мы все равно были первые: ни "Зимбру", ни "Шериф", ни Федерация с матчем сборной. Тогда у Youtube даже не было функции трансляции, мы запускали всё через Медиаплеер. Три камеры, комментарий, запись матча показывал канал N4.
- Почему сотрудничество со "Сфынтулом" закончилось?
- Президент и основатель клуба Валерий Реницэ был не последним человеком в партии коммунистов. В 2009-м году у них начались проблемы, власть поменялась, и уже не стало тех возможностей, которые были раньше. Больше всего жаль, что прекратила свое существование школа футбола "Сф.Георге". Там бесплатно занимались дети со всего яловенского района. Посмак, Время, Платика-старший – лишь некоторые ее воспитанники.
- В 2010 году у вас началось интересное сотрудничество с Адланом Шишхановым и "Дачией".
- Адлан пришел в "Дачию" с большими амбициями и долгосрочными серьезными планами. Причем свои намерения он сходу подтверждал делом, чего стоит только покупка стадиона в Спее. Он хотел сделать "Дачию" самой сильной и самой посещаемой и привлекательной командой страны. Для первого пункта у него были деньги, для второго ему нужна была серьезная медиа-поддержка, и он вышел на Молдфутбол.
Появились новые возможности для креатива, можно было делать проекты или быть вовлеченным в проекты, которые раньше в нашем футболе никто не делал. Впервые в Молдове выходила клубная передача - Familia Dacia. В газете "Комсомольская правда" выходило приложение про "Дачию". Передача "Футбол с Дмитрием Анточану" получила возможность делать многие эксклюзивные материалы, ездить с командой на сборы в Турцию, стримить оттуда прямые видеотрансляции, включая игру с московским "Спартаком", и выпускать эксклюзивные репортажи.
А чего стоит розыгрыш автомобиля Volkswagen Polo? Меня до сих пор спрашивают, было ли там все честно. Да, все было честно и прозрачно. По крайней мере я подвоха не заметил и не представляю, как в том формате розыгрыша он мог бы быть. Все мы были одной большой медиа-бандой, которая исколесила всю Молдову и сделала много интересных материалов.
Адлан предложил выкупить у меня половину доли сайта. Я отказался. Тогда он прямо заявил, что создаст свой сайт, вложит в него на первых же порах то ли 70 000, то ли 80 000 долларов и потопит Молдфутбол.
- Почему ваше сотрудничество закончилось, и ты поссорился с Адланом?
- Примерно через полгода он предложил выкупить у меня половину доли сайта. Я отказался. Тогда он прямо заявил, что создаст свой сайт, вложит в него на первых же порах то ли 70 000, то ли 80 000 долларов, заберет всю технику и потопит Молдфутбол. По инерции наше сотрудничество еще продолжилось несколько месяцев, но свои финансовые обязательства перед сотрудниками он уже не выполнял.
- И он слово сдержал - создал-таки сайт…
- Ну, частично: сайт создал, кучу денег вбухал в него, но Молдфутбол не потопил. Потом мне рассказали разные люди, что только домен Football.md он выкупил за 20 000 долларов. Просто сумасшествие какое-то!
- А какую сумму, если не секрет, Адлан тебе предлагал за долю в Молдфутболе?
- Я вопрос продажи даже не рассматривал, поэтому цифры мы не обсуждали. Хотя если он 20 штук отдал только за домен, могу представить сколько можно было выторговать (смеется).
- Что ты тогда чувствовал? Злость, волнение, обида?
- Часть людей, потупив взгляд, объявило, что переходит к нему. Их можно понять, они хотели получить свои зарплаты за 4 месяца. Часть принципиально отказалась. Платил кому сколько мог. Ситуация была чертовски сложная. Заказов по видеоконтенту было мало, люди разбежались, оставшимся не мог платить как надо, так как уже завязал с агентской деятельностью. А через две недели у меня ребенок родился. Работали без офиса, из дома. Ты знаешь, что такое согласовывать видеорепортаж удаленно? Тебе присылают репортаж, проверяешь, диктуешь на какой секунде что исправить, куда сдвинуть, и так по 10 раз. Весь дом в проводах, камерах, каких-то аксессуарах.
Был зол на Адлана за эти долги. Честно скажу, тогда единственный раз в жизни, когда я обрадовался, что молдавская команда проиграла в еврокубках (0:3 от грузинов в Лиге Чемпионов). Уже на следующий сезон остыл и опять болел за "Дачию", как и за все остальные наши клубы, в еврокубках. Сейчас? Да ну, столько лет прошло, все давно позабыто. Я вообще не злопамятный.
Но паники не было. Понимал, что просто нужно перетерпеть, переорганизоваться. Знал, что долго они не протянут, потому что самые толковые люди или остались со мной, или просто ушли работать в другие места, а со мной работали внештатно. Так оно и произошло. Не прошло и года, мы перестроились, а их проект загнулся. И слышал, что некоторые мои ушедшие сотрудники, так и не увидели своих последних зарплат. Хотя лично я ни с кем не общался, так что не могу утверждать.
Кстати, мне приятно, что очень и очень многие сотрудники Молдфубола после ухода по своим каким-то причинам с сайта продолжали и продолжают с нами внештатное сотрудничество. По съемкам или по новостям. Никита Яковлев, например, уехал в Россию на несколько лет, а потом вернулся и снова работает на Молдфутболе. Он один из старожилов сайта, после Натальи Арапу, которая в этом году отметит свой 10-летний юбилей работы в компании. Планировал на 20-летие собрать всех, кто за все эти годы оставил след в работе сайта, потусить как следует, но из-за коронавируса все планы нарушились.
К слову, это один из залогов успеха Молдфутбола. Я всегда могу опуститься на нулевой уровень, переждать, поддерживать работу сайту на каком-то минимальном уровне, но не бросить и потом вернуться наверх. Потому что это мое хобби, ставшее работой, тогда как другие без прибыли бросают все эти проекты.
- Как часто тебе приходится выслушивать критику и претензии от людей за материалы и комментарии на сайте?
- Звонят постоянно по разным вопросам. Кто-то сразу настроен на конфликт, начинает некрасиво разговаривать, орать, даже не объясняя толком в чем дело. А я и послать могу. И посылаю. Кто-то наоборот, вежливо просит удалить какой-то комментарий, если админы его проспали или посчитали нормальным. Когда вежливо просят, мы чаще всего идем навстречу. И сами можем извиниться, что проспали оскорбление. Кто-то просит удалить какую-то новость. Но тут мы реже идем на встречу. Контент – это наш хлеб. Уже по ситуации действуем.
- Расскажи парочку интересных случаев, как и почему возникают конфликты?
- После матча "Шериф" - "Одд" (0:3) портал Чемпионат.ру опубликовал материал, в котором говорилось, что компания Betradar, которая мониторит букмекерскую активность, обратила внимание на ряд матчей, включая этот. Мы перепечатали материал, указали ссылку на источник, ничего от себя не добавили. А "Шериф" опубликовал письмо, что мы порочим имидж клуба и лишил нас аккредитации.
- Помню. Но это было давно. Уже дают?
- А мы и не просим уже. Пару раз запрашивали перед сезоном, они игнорируют. Но на наш контент это не влияет. Если что-то хорошее найдем в сети про них – пишем, что-то плохое – тоже пишем. И про все клубы также. Даже про "Дачию" в свое время. Недавно нам в комментарии скинули ссылку на статьи, что один их потенциальный новичок в США попался на марихуане, а в Румынии его отчислили за кражу в раздевалке. Мы перепечатали новость. Потом мне в Федерации футбола говорят - вот из "Шерифа" на вас жалуются, просят повлиять на вас. А как они могут повлиять? Еще бы Папе Римскому пожаловались.
Вообще наши клубы такие обидчивые. Всем нравится читать интересные новости, но только не про свой клуб. Они даже не представляют, сколько и каких разнообразных (хороших и плохих) материалов было бы про их клубы, выступай они в чемпионате Румынии, России, не говорю уже об Англии или Италии. А у нас почему-то каждый считает, что новость специально написана Молдфутболом против них. Многие клубы не понимают вообще как устроена и работает пресса.
Через какое-то время пишет мне человек из "Милсами": "Петр Жардан дает тебе 500 евро, если скажешь, кто слил инфу"
- Или вот тебе еще случай. Звонит мне участковый - приходи, на тебя тут какой-то футбольный клуб заявление написал.
- Кто?
- Из одного клуба Дивизии А. За неделю до этого звонит мне президент этого клуба, говорит, что на сайте Divizia-A.md плохие комментарии про ставки на счет его клуба и ему надо узнать наш юридический адрес, чтобы отправить нам официальные претензии. Странный разговор. И вот вызывает меня участковый.
- Подожди, получается, что он написал на тебя заявление в полицию только из-за комментариев людей на сайте?
- Да.
- И чем закончилась эта история?
- Написал объяснительную, как и что, и что я не могу залезать в голову и влиять на мнение болельщиков.
- А сам участковый не смеялся с этого заявления?
- Он хоть и возрасте, но все адекватно понял. Через пару дней звонит мне и говорит: "Слушай, а этот комментарий можно как-то удалить? Если я попрошу, ты удалишь? Пожалуйста, у меня итак куча писанины - чтобы я закрыл это заявление". Отвечаю: "Да я бы даже удалил комментарий, если бы он меня сам попросил. Но он же вообще не просил".
- А есть какие-то материалы, которые вы никогда не поставили бы?
- Да. Про чью-то личную жизнь. Кто кому изменил, кто с кем разводится, кто с кем ссорится в семье. Как-то мы опубликовали нечто подобное, но повзрослев, я понял, что это было ошибкой. Это личная жизнь, туда лезть нельзя, а то это уже желтизна. Еще не ставим никогда какие-то заявления, новости, если они были сказаны в личной беседе, не под диктофон. Если есть сомнения, всегда уточняем – это можно опубликовать?
- Почему у вас на сайте так много новостей про Федерацию?
- Что значит много. Сколько они генерируют инфоповодов, столько и даем. Мы разве виноваты, что 90% движухи в молдавском футболе создает FMF. Особенно в последнее время. Я буду только рад, когда и клубы начнут что-то делать, давать какие-то медийные инфоповоды, что-то строить, развивать, придумывать. Ты думаешь, что мы не хотели бы давать больше новостей про "Зимбру", "Петрокуб", "Сперанцу" или все остальные наши клубы? Или "Кодру" строит стадион, а мы про это не даем? Или у "Зимбру" новые инвесторы, а мы молчим? Звонишь в клубы, пытаешься что-то узнать, а там или ничего не рассказывают, или говорят, что у них ничего не происходит.
- Откуда у вас постоянно инсайды из разных клубов?
- Так я тебе и сказал. Расскажу историю. Дали мы новость, что игроки "Милсами" после победы над "Лудогорцем" и выигрыша чемпионата спустя год или два так и не получили обещанные премии. Через какое-то время пишет мне человек из "Милсами": "Петр Жардан дает тебе 500 евро, если скажешь, кто дал инфу. Обещает, что этот человек даже не узнает, что мы знаем его имя". Разумеется, отказал. Через пару месяцев после другой какой-то новости он же пишет: "Знаю, что откажешь, но он опять предлагает тебе сказать, кто дал инфу". Попытка – не пытка (улыбается).
Или пару лет назад мы дали новость, что сборная Молдовы с кем-то там сыграет. Звонят с FMF: "Кто вам сказал? Эту новость знают только три человека. Нам надо знать". Конечно, не сказал. Тем более новость узнали от четвертого человека (смеется). Как говорится, то что знают два человека, знают все.
Пользуясь случаем, обращу внимание игроков, тренеров, функционеров, которые дочитают до этого места, что никогда и ни за какие 500 или 5000 евро мы их не выдадим, если они предоставили какую-то информацию Молдфутболу. Без вариантов!
- Еще один проект, в котором вы были первыми и единственными – программа о судействе "Под прицелом". Вы ее выпускали один год, почему закрыли?
- Тяжело было приглашать экспертов. Многие не хотели топить своих коллег, друзей. Не считали себя вправе по профессиональным или этическим причинам указывать коллегам на ошибки. Хотя сейчас, когда матчи транслируются с 5 камер, было бы интересно возобновить ее.
- Я знаю, что Молдфутбол – это не только сайт, но и компания по производству видеоконтента. Вы создаете видеоконтент только для футбольных клубов и Федерации или и для других областей?
- Не только. Обращаются и с других общественных организаций или компаний – спортивных и не только. Игроки, агенты обращаются за нарезками. Сейчас вот Федерация Баскетбола Молдовы обратилась, хотят делать прямые трансляции всего чемпионата по примеру FMF.
- Ты первый, кто создал сайт о молдавском футболе, первый, кто провел текстовую и видеотрансляции матчей, первый, кто делал передачу для клуба НД и даже передачу о судействе. Не надоело тебе все это за 20 лет? Есть ли еще мотивация идти куда-то вперед и какими ты видишь следующие 10 лет?
- Как и любому человеку, иногда все надоедает. Но это нормальное явление. И длится это недолго, потому что в целом я занимаюсь любимым делом.
Что будет дальше? Перезапустим к началу сезона сайт Divizia-A.md. А будущее во многом это зависит от того, куда будет двигаться наш футбол дальше, и что немаловажно – страна в целом. Чем сильнее чемпионат, чем сильнее клубы, тем больше возможностей для медиатизации и развития. Но в нищей стране не может быть богатых сильных клубов. У нас многие виды спорта фактически вымерли. С оптимизмом смотрю на те изменения, которые происходят в футболе за последний год-два, так что надеюсь на лучшее. К сожалению есть большой дефицит кадров, людей, разбирающихся в молдавском футболе.
- Был в Болонье на концерте Металлики и заехал во Флоренцию на денек. С тех пор объездил всю Италию и стал экспертом по эпохе Возрождения. Прочитал сотни книг и уже в документальных фильмах замечаю фактологические неточности.
- Если бы не сайт, чем бы ты сейчас мог заняться?
- Не исключаю, что я когда-то вернусь к агентской деятельности, получу лицензию и буду работать серьезно. Или создам кружок для деток, буду рассказывать им про искусство эпохи Возрождения – Микеланджело, Бернини, Ботичелли, Тициан.
- Чего? Как тебя занесло так далеко?
- Был в Болонье на концерте Металлики и заехал во Флоренцию на денек. С тех пор объездил всю Италию и стал экспертом по эпохе Возрождения. Прочитал сотни книг и уже в документальных фильмах замечаю фактологические неточности.
- Ты сейчас сломаешь мне мозг. Металлика, фанатье и эпоха Возрождения?
- Мне интересно многое. Да, пожалуй, кружок для деток создам. Я на своем малом проверил, рассказывал ему интересные истории о художниках и скульптурах кватроченто – он слушал с открытым ртом и просил еще, хотя до этого из Ютуба не вылазил. Тем более ниша не занята. А я знаю толк в свободных нишах (смеется).
Администрация сайта не несет ответственности за комментарии, оставленные посетителями. В то же время, администрация призывает читателей вести дискуссии в рамках приличия. Сообщения о политике, религии, языках, содержащие оскорбления, флуд, рекламу или написанные заглавными буквами, могут быть удалены, а доступ на сайт их авторам может быть блокирован на неограниченный срок.
Мишико
00:16, 18.07.2020
Почувствовал себя пенсионером. Я ведь читал еще его на virtualave. Поздравляю!
1232
22:55, 17.07.2020
Спасибо за сайт! Долгих лет ему и его сотрудникам! По поводу отсутствия желтизны, поддерживаю. Нормальных людей такой новостной мусор, считаю, не интересует. В Англии по-другому? Это их проблемы :)
jeka
15:19, 17.07.2020
"Ни шагу назад, и ни шагу на месте! Только вперёд, и только все вместе!" - вот такой девиз можно приобщить к этому сайту. Пусть каждый думает, что хочет, но такого терпения, энтузиазма м умения в этом плане имеется мало у кого в Республике Молдова. С юбилеем сайт, Лаврентия и всю команду!
1
12:29, 17.07.2020
Лаврентий а можно перечислить всех кто за 20 лет работал на сайте?
Лаврентий
10:43, 17.07.2020
Вчера был особенный, совсем невероятный и ни на что непохожий день для портала Moldfootball.com.
И дело не в том, что ему исполнилось 20 лет. Случилось то, чего мы совершенно не ожидали: мы получили много, очень много - сотни поздравлений и благодарностей. Их было так много, что мы до сих пор находим все новые и новые.
В соц.сетях, в видеообращениях, в голосовых сообщениях, в личных звонках и смсках, по электронном почте и в комментариях, во всех мессенджерах и даже в Инстаграме, который мы только вчера запустили.
Тренеры, футболисты, фанаты, функционеры, журналисты, судьи, руководители и сотрудники клубов, бывшие игроки и посетители сайта – кажется, нас поздравили представители всего футбольного сообщества. Понимаешь, что эти 20 лет не прошли даром и ты на правильном пути, если столько людей готовы выразить свою благодарность или просто поздравить. А мотивации и заряда энергии мы получили столько, что хватит еще на столько же.
Но среди всех поздравлений мне как руководителю, но в первую очередь как человеку, особо дорого и приятно было получить теплые и искренние слова от своих нынешних и особенно бывших сотрудников. Почти со всеми из них мы поддерживаем общение, а когда они с теплотой вспоминают о времени, проведенном на Молдфутболе и говорят, что это был незабываемый или даже лучший период их жизни, понимаешь, что и как человек ты всё делал правильно.
Спасибо всем за поздравления! И отдельное огромное спасибо всем, кто оставил и оставляет след в работе Молдфутбола.
С искренней благодарностью, Лаврентий Анищенко.
Тираспольчанин
02:25, 17.07.2020
Гушан занят своим казино и уже забил болт на Шериф. Он разочаровался во всем. В своих воспитанниках из-за наркоши Пацулы, в менеджменте из-за того, что ни видать им ЛЧ, в легионерах, на которых его дурят всякие Важи и Зекичи на откатах. А Саня Бабак без вопросов лучший в ПМР
Fanik
00:05, 17.07.2020
С юбилеем Лаврик. :) Прочитал с большим интересом. Тот самый Фаник :)
Андрон
23:52, 16.07.2020
Ребята а разве в ПМР есть журналисты? Есть 1 спортивный журналист Саша Бабак. Остальные либо опущенные либо умственно отсталые ... Гушан или его сыновья давно уже должны прозреть. Ведь, эти аферисты типа Примовича и Макаревского обманывают нагло людей. Да и кто они такие???
KIOSK
23:02, 16.07.2020
Jelaiu vam protvitania i iscrenosti!!!
Sporting
22:35, 16.07.2020
Un mare respects din Portugal.
rusail
18:58, 16.07.2020
Молодцы ребята. Делаете правильное дело. Есть ошибки.Есть недочеты. Но вы единственные. Молодцы. Вперед. Вперед. И только вперед.
Педро
18:52, 16.07.2020
Webmaster, в 21 веке такой "красивый" дизайн делают, что сайтами становится невозможно пользоваться. ЗАТО СТОЛЬКО КЛАССНЫХ ФРЕЙМВОРКОВ ИСПОЛЬЗУЮТ
Педро
18:50, 16.07.2020
Спасибо са сайт, Лаврентий
Outsider
17:36, 16.07.2020
Respect pentru ceea ce faceti!
хаха1
17:12, 16.07.2020
Поздравляю с 20 летием. Вспомнил как 20 лет назад Лаврентий спрашивал меня как узнавать результаты игр нд, я предложил ему ходить на игры, а он кажется обиделся )). Ну и конечно Шоту вы подвели тогда, его потом в аз долго троллили)
Леганес
16:24, 16.07.2020
Хоть кто-то из приднестровских журналистов наберется смелости дать такое интервью и рассказать сколько денег ему давал и дает Гушан? Вы же у себя в ПМР совсем забурились и любите только хвалебные оды и вопросики. Когда наконец Гушан уже прозреет и выгонит на пенсию Примовича, Андриевского и всю старую шайку-лейку?
Пожилой Паук
15:51, 16.07.2020
-Серёга, у нас юбилей. Возьми у меня интервью.
Тираспольчанин
15:50, 16.07.2020
Не понимаю таких, как Гриша. Есть возможность и желание у Усатого и Реницэ давать деньги, они их дают. Если захотят, то не будут давать. Мы живем в свободном мире. Можно подумать, Шериф не платит деньги нашим журналистам. Уже просто тошнит от того как Зекич ходит по всем передачам Приднестровских каналов и там его буквально вылизывают с ног до головы, задавая самые удобные и банальные вопросы. Помню и интервью Кендыша, которое делала блондинка приднестровская. Полная тухлятина. Зато потом на Трибуне белорусской через пару месяцев вышло с ним нормальное интервью, интересное и живое, где он просто разнес Шериф. Так что делайте выводы.
Пожилой Паук
15:48, 16.07.2020
Ботичелли очень самоуверенный...
Админ
15:43, 16.07.2020
solosolo123, вы правильно подметили. Именно по этическим соображениям мы такие вещи не публикуем, несмотря на то, что было бы больше трафика. Это дело конкретного журналиста или издания. Мы против.
AGHENTURA
15:34, 16.07.2020
Va multumim, si sccese mai departe.
solosolo123
14:59, 16.07.2020
Заметил как минимум одно противоречие от Лаврентия. Изначально, он говорил, что агентская деятельность не его, не для души. А в конце интервью, он размышляет о том, чтобы когда-то заняться этим серьезно. Еще один момент, с которым я, как профессиональный, диванный эксперт не согласен, это про освещение личной жизнь футболистов/тренеров/внутренней кухни клубов и т.д. Лаврентиус заявляет, что это желтизна и это неправильно. С точки зрения этики, это может и неправильно, но иди скажи это английским журналистам, которые разносят в сми вообще все и настолько глубоко личное, что там это уже норма. Так заведено у людей, что скандалы/разоби/интриги/сплетни возбуждают читателя больше, чем какая-либо новость о трансфере игрока. Если вы хотите делать контент, чтобы его смотрело/читало больше людей, вам как раз и надо копаться в этой грязи. Другой вопрос, что по этическим соображениям это неправильно... Но в той же Англии это ни кого не останавливает. Там мусолится в обществе вообще ВСЕ что можно...
Kolea
14:16, 16.07.2020
Для Гриша
О, а вот и Примович проснулся. Или ты его помощник и правая рука? Ребята, ну вы хотя бы читать научитесь, прежде чем что-то писать. Где написано, что Сфынтул или Реницэ плохой, если они перестали давать деньги? Человек говорит, что у Реницы просто закончились деньги, но он никого не кидал. Где хоть слово про то, что он плохой? С Адланом же другая история. Он кинул 12 человек, которые работали на него. Просто взял и не заплатил людям зарплаты. Когда человек кидает 12 людей и не платит им зп за 4 месяца, а у многих семьи и дети, то тут вам не только Лаврентий, но и любой здравомыслящий человек скажет, что раз Адлан так поступил, то он явно не хороший человек, если не сказать больше.
"Перепечатывать труд других проще всего" - так никто и не говорит, что весь контент здесь уникальный. Этот сайт создан для того, чтобы экономить время, в том числе и мое. Мне не нужно заходить в день на 20 разных сайтов, чтобы посмотреть как сыграли наши легионеры в России, Румынии, Украине, Кахахстане и т.д. Это все я могу сделать в одном месте и это здорово, удобно, практично.
"А если посмотреть вокруг, то в Молдове достаточно ресурсов, которые делают намного больше собственного контента, который появляется тут. Надо быть уж до конца откровенными" - напиши, пожалуйста, эти ресурсы, которые делают намного больше собственного контента и аналитики про молдавский футбол. Мне даже стало очень интересно. Я думаю, админ не удалит твой ответ. Напиши ссылочки хотя бы на 2-3 ресурса, где, как ты говоришь "делают намного больше собственного контента". Надеюсь, ты имел в виду контента про молдавский футбол, а не про политику?
Ugg
13:30, 16.07.2020
Спасибо за статью и за сайт!!
про бельцы
13:01, 16.07.2020
Гриша,
Очень хорошо, что в конце сделал акцент на "по моему мнению". Мы то понимаем в какой стране живем: зависть, разговоры, критиканство.....это все наше богатство.
А по сути - одни заблуждения про перепечатки и так далее.
submarina
12:45, 16.07.2020
Felicitări. Mult respect.
Гриша
12:23, 16.07.2020
Ну, что сказать, отличное интервью, которое многое объясняет о кочевной жизни руководителя данного ресурса, от одного кошелька к другому. Понятно, что нужно платить зарплату сотрудникам, но если начинаешь быть откровенным, то надо идти до конца. Сайт, как бизнес проект, в который не особо надо вкладывать деньги и сил, ибо перепечатывать труд других проще всего. Также, как и возникает вопрос: в чем на данном ресурсе состоит популяризация молдавского футбола? Ответ прост - ее нет и в помине. Если обратить свой взор на слова из интервью, то есть популяризация за деньги (что-то вроде проституции). Дал деньги Святой Георгий - хороший клуб, дал деньги Шишханов - прекрасный. Ушел Шишханов и не заплатил денег - плохой Шишханов. Сейчас дает деньги Федерация и Миша Усатый. Они топ и делают все правильно и они молодцы. Шериф плохой, денег не дает, про остальных говорим мало, ибо нахоена про них говорить, ибо денег не дают. Независимы? Да нет. Откуда независимость, когда ты вынужден писать хорошо за те деньги, которые тебе платят. Когда есть независимость- есть аналитика, есть обсуждение В конце концов, когда находишь какую-то грязь где-то, то выставляешь не только грязь, но и мнение стороны, которую касается эта грязь. Но это не про "Главный сайт про молдавский футбол". А если посмотреть вокруг, то в Молдове достаточно ресурсов, которые делают намного больше собственного контента, который появляется тут. Надо быть уж до конца откровенными. А так, 20 лет это много. P.S. Ботов от руководителя, которые начнут метать на вентилятор: "Не начинайте, нм пофиг. Также, как и пофиг, что нас забанили. Мы то тут))))))))) Это просто мнение....
Webmaster
11:46, 16.07.2020
Дизайн сайта – это прошлый век, мы живем в 21 веке и сейчас в хорошем дизайне и современной верстке нет проблем, ну сделайте уже.
Контент – отличный, дизайн – убогий!!!
Дима
11:39, 16.07.2020
Поздравляю! Спасибо за труды! Лет 15 точно с вами
vav
11:35, 16.07.2020
Kolea, никто не говорит что 100% станут болельщиками.
Вот ты привел пример про шахматы. А я тебе точно такой же обратный пример привожу. У меня в садике был урок шахмат, приходил дядька, учил нас. Мы играли между собой, турнир в садике был. Чемпионом я не стал, но иногда во первых играю до сих пор, а во вторых детей своих научил и они играют между собой или со мной. Так что как раз толк есть. Ну а сравнивать футбол и шахматы в этом аспекте это как минимум не логично :)
Мои поздравления Молдфутбол!
Мигрант
11:31, 16.07.2020
Сергей будет Беседин-Беседин Будет Сергей! Сергей будет Беседин! Ееееееее... https://www.youtube.com/watch?v=Fl9-Zo8ClAQ
Kolea
11:13, 16.07.2020
Для про Бельцы
Сами по себе уроки футбола ничего не дадут. У меня в школе были в начальных классах уроки шашек и шахмат. Это был 1992 - 1994 годы. И что, я стал шашистом или шахматисом? Или вы думаете, я сейчас слежу за шахматами и шашками и не пропускаю ни одного чемпионата мира или Европы по этим видам спортам?
про бельцы
10:44, 16.07.2020
А ведь таким образом и надо вовлекать бизнесменов в футбол. Сделал движуху за копейки, сел как надо на уши бизнесменам и вуаля - тот, кому 100 лет не нужен был клуб в своем родном городе, начинает вкладывать много денег в Олимпию и становится счастливым человеком за эмоции, которые отдает футбол. Все правильно, только почему никто этого не делает в других городах и района?
Зря гонят на сайт в плане того, что много новостей про федерацию. Но, елки - палки, на самом деле сейчас именно из федерации пошла движуха (спасибо Пал Георгичу за его решение уйти - мудрый поступок: лучше поздно, чем никогда!). И Лаврентий очень прав про внедренные федерацией уроки футбола в школах. Это минимум болельщики, максимум футболисты.
Андрон
10:28, 16.07.2020
Хороший сайт, а Адлан- кидосник. Пол Молдовы кинул...Теперь его в Латвии раскусили и правильно сделали.... Не умеет он честно рассчитываться с людьми. Кинуть кого-то у него в крови
basta niss
10:25, 16.07.2020
Respect: interesanta istoria si evolutia moldfutbol
Kolea
10:14, 16.07.2020
Респект ребятам за их труд и любовь к футболу. Если бы не Лавр и его команда, то не было бы и сайта и тогда молдавский футбол для меня был бы полностью мертв.
Astoria
09:45, 16.07.2020
La multi ani portalului si lucratorilor!! Sinteti bravo in ceea ce faceti. Eu accesez site-ul in fiecare zi deja de multi ani si asa voi face si in viitor ?
Тттттт34
09:22, 16.07.2020
Так чей сайт Онищенко как я понял этот сайт уже как пол года был выкуплен фмф и ихний сайт на рано всех матчей нациоалки
Canopus
09:17, 16.07.2020
Круто. И юбилей и интервью. Ребята спасибо вам за ваш труд
Fifa 08
09:10, 16.07.2020
Поздравляем! Прекрасный портал с прекрасной историей!
AlexG
05:22, 16.07.2020
Классная статья...читалось на одном дыхание!! Увидел screenshot сайта образца 2000ных и ностальгия такая сразу :)
По поводу отсутствия желтизны, поддерживаю. Нормальных людей такой новостной мусор, считаю, не интересует. В Англии по-другому? Это их проблемы :)
И дело не в том, что ему исполнилось 20 лет. Случилось то, чего мы совершенно не ожидали: мы получили много, очень много - сотни поздравлений и благодарностей. Их было так много, что мы до сих пор находим все новые и новые.
В соц.сетях, в видеообращениях, в голосовых сообщениях, в личных звонках и смсках, по электронном почте и в комментариях, во всех мессенджерах и даже в Инстаграме, который мы только вчера запустили.
Тренеры, футболисты, фанаты, функционеры, журналисты, судьи, руководители и сотрудники клубов, бывшие игроки и посетители сайта – кажется, нас поздравили представители всего футбольного сообщества. Понимаешь, что эти 20 лет не прошли даром и ты на правильном пути, если столько людей готовы выразить свою благодарность или просто поздравить. А мотивации и заряда энергии мы получили столько, что хватит еще на столько же.
Но среди всех поздравлений мне как руководителю, но в первую очередь как человеку, особо дорого и приятно было получить теплые и искренние слова от своих нынешних и особенно бывших сотрудников. Почти со всеми из них мы поддерживаем общение, а когда они с теплотой вспоминают о времени, проведенном на Молдфутболе и говорят, что это был незабываемый или даже лучший период их жизни, понимаешь, что и как человек ты всё делал правильно.
Спасибо всем за поздравления! И отдельное огромное спасибо всем, кто оставил и оставляет след в работе Молдфутбола.
С искренней благодарностью,
Лаврентий Анищенко.
Гушан или его сыновья давно уже должны прозреть. Ведь, эти аферисты типа Примовича и Макаревского обманывают нагло людей. Да и кто они такие???
Еще один момент, с которым я, как профессиональный, диванный эксперт не согласен, это про освещение личной жизнь футболистов/тренеров/внутренней кухни клубов и т.д. Лаврентиус заявляет, что это желтизна и это неправильно. С точки зрения этики, это может и неправильно, но иди скажи это английским журналистам, которые разносят в сми вообще все и настолько глубоко личное, что там это уже норма. Так заведено у людей, что скандалы/разоби/интриги/сплетни возбуждают читателя больше, чем какая-либо новость о трансфере игрока. Если вы хотите делать контент, чтобы его смотрело/читало больше людей, вам как раз и надо копаться в этой грязи. Другой вопрос, что по этическим соображениям это неправильно... Но в той же Англии это ни кого не останавливает. Там мусолится в обществе вообще ВСЕ что можно...
О, а вот и Примович проснулся. Или ты его помощник и правая рука? Ребята, ну вы хотя бы читать научитесь, прежде чем что-то писать. Где написано, что Сфынтул или Реницэ плохой, если они перестали давать деньги? Человек говорит, что у Реницы просто закончились деньги, но он никого не кидал. Где хоть слово про то, что он плохой? С Адланом же другая история. Он кинул 12 человек, которые работали на него. Просто взял и не заплатил людям зарплаты. Когда человек кидает 12 людей и не платит им зп за 4 месяца, а у многих семьи и дети, то тут вам не только Лаврентий, но и любой здравомыслящий человек скажет, что раз Адлан так поступил, то он явно не хороший человек, если не сказать больше.
"Перепечатывать труд других проще всего" - так никто и не говорит, что весь контент здесь уникальный. Этот сайт создан для того, чтобы экономить время, в том числе и мое. Мне не нужно заходить в день на 20 разных сайтов, чтобы посмотреть как сыграли наши легионеры в России, Румынии, Украине, Кахахстане и т.д. Это все я могу сделать в одном месте и это здорово, удобно, практично.
"А если посмотреть вокруг, то в Молдове достаточно ресурсов, которые делают намного больше собственного контента, который появляется тут. Надо быть уж до конца откровенными" - напиши, пожалуйста, эти ресурсы, которые делают намного больше собственного контента и аналитики про молдавский футбол. Мне даже стало очень интересно. Я думаю, админ не удалит твой ответ. Напиши ссылочки хотя бы на 2-3 ресурса, где, как ты говоришь "делают намного больше собственного контента". Надеюсь, ты имел в виду контента про молдавский футбол, а не про политику?
Очень хорошо, что в конце сделал акцент на "по моему мнению". Мы то понимаем в какой стране живем: зависть, разговоры, критиканство.....это все наше богатство.
А по сути - одни заблуждения про перепечатки и так далее.
P.S. Ботов от руководителя, которые начнут метать на вентилятор: "Не начинайте, нм пофиг. Также, как и пофиг, что нас забанили. Мы то тут))))))))) Это просто мнение....
Контент – отличный, дизайн – убогий!!!
Вот ты привел пример про шахматы. А я тебе точно такой же обратный пример привожу. У меня в садике был урок шахмат, приходил дядька, учил нас. Мы играли между собой, турнир в садике был. Чемпионом я не стал, но иногда во первых играю до сих пор, а во вторых детей своих научил и они играют между собой или со мной. Так что как раз толк есть. Ну а сравнивать футбол и шахматы в этом аспекте это как минимум не логично :)
Мои поздравления Молдфутбол!
Будет Сергей!
Сергей будет Беседин!
Ееееееее...
https://www.youtube.com/watch?v=Fl9-Zo8ClAQ
Сами по себе уроки футбола ничего не дадут. У меня в школе были в начальных классах уроки шашек и шахмат. Это был 1992 - 1994 годы. И что, я стал шашистом или шахматисом? Или вы думаете, я сейчас слежу за шахматами и шашками и не пропускаю ни одного чемпионата мира или Европы по этим видам спортам?
Зря гонят на сайт в плане того, что много новостей про федерацию. Но, елки - палки, на самом деле сейчас именно из федерации пошла движуха (спасибо Пал Георгичу за его решение уйти - мудрый поступок: лучше поздно, чем никогда!). И Лаврентий очень прав про внедренные федерацией уроки футбола в школах. Это минимум болельщики, максимум футболисты.