Все новости
Архив новостей
Конкурс прогнозов - Суперлига 2024/25
Лидеры
1. Android Лидер 11 тура
147
2. Vitali78
141
3. Gina
138
4. johnydurst
137
5. Drugus Лидер 12 тура
136
Перейти к конкурсу
��������...
Первый молдавский футболист в Бразилии Денис Литвиненко: "Один батя начал кричать: Я не хочу, чтобы это белое ху#ло учило футболу моего сына!"
09 февраля 2024, пятница

Первый молдавский футболист в Бразилии Денис Литвиненко: "Один батя начал кричать: Я не хочу, чтобы это белое ху#ло учило футболу моего сына!" Несколько лет тому назад мы публиковали интервью с Алексом Леалом, первым бразильцем, игравшим в чемпионате Молдовы.

В этом материале мы предлагаем нашим читателям познакомиться с Денисом Литвиненко - первым молдавским футболистом, который уехал в Бразилию и стал единственным представителем Молдовы, поигравшим в стране, которая выиграла пять чемпионов мира.

Из этого интервью вы узнаете:

  • Как первый бразильский легионер, игравший в Молдове, поспособствовал тому, чтобы в Бразилии играл молдавский футболист;
  • Как наш герой начинал свою карьеру в фарм-клубе "Нистру" Атаки и мечтал сыграть против "Барселоны";
  • Почему у Дениса не получилось попасть в "Нистру" и он решил уехать в Бразилию;
  • Как связь с Игорем Добровольским помогла подписать контракт с бразильским клубом;
  • Как Литвиненко столкнулся в Бразилии с футбольным расизмом;
  • Что такое чемпионаты бразильских штатов и в чем их особенность;
Пантелеймоныч всерьез собирался зарубиться за чемпионство. Это была его мечта – услышать гимн Лиги Чемпионов, привести в Атаки "Барселону"

- Ты единственный человек из Молдовы, который играл в футбол в бразильских лигах. Но прежде, чем мы дойдем до этого, давай начнем с самого начала и ты расскажешь, с чего начинался твой футбольный путь.

- Я сам из Каларашовки и вся моя жизнь, детство, хобби – все было связано только с "Нистру". Сколько себя помню, у меня в детстве было только два праздника в месяц – два домашних матча "Нистру". Утром идешь в школу, потом тренировка в местной сельской команде. Успеваешь только забежать домой и кое-как перекусить, а вечером уже бежишь играть во двор. И так почти каждый день. Но домашние матчи "Нистру" - это было что-то особенное. Я их ждал даже больше, чем каникулы, новый год или день рождения. Для меня, как для ребенка, это было волшебство: полный стадион гонит свою команду вперед, праздничная атмосфера, дудки, барабаны, самодельные флаги и полотна, плакаты на альбомных листах акварельными красками, радость, когда наши забивают – все это невероятные эмоции. Уже тогда я для себя решил, что хочу стать футболистом и играть за взрослую команду своего города. Каждый год в конце 31-го декабря загадывал это желание (улыбается).

- Мечта сбылась?

- Ну, как сказать? И да, и нет (смеется). Я играл за "Нистру-2", а потом команда стала называться ФК "Отачь". Главным тренером стал легенда "Нистру" Коля Копыстянский. Он забил победный гол в первом домашнем еврокубковом матче Уэльсу (клуб назывался "Кумбран Таун" - прим.авт.). Получается, что с одной стороны мечта сбылась, и за взрослую команду своего города я все же сыграл. Но только это был не "Нистру" Отачь, а просто ФК "Отачь" (улыбается).



- Почему ты так и не сыграл ни одного матча за основу "Нистру"?

- Ты знаешь, какой состав там был? Половина – сборники Молдовы: Попеску, Лащенков, Бурсук, Дорош, Валуца, Погребан, Андрей Мацюра – капитан молодежки, а другая половина состава - легионеры из Украины, Ликиою из Румынии. Так получилось, что мой переход во взрослый футбол совпал с лучшими в истории моментами клуба. Два сезона "Нистру" заканчивал чемпионат на втором месте, уступая только "Шерифу". Помню, был момент, когда после трех кругов шли даже на первом месте, и только в четвертом круге весной проиграли на выезде "Дачии", из-за чего "Шериф" вышел на первое место.

- Не было обид, что вам молодым не дают шансов?

- Нет, нам за счастье было тренироваться вместе с ними. В "Нистру" тогда очень сильная банда собралась. Когда звали на тренировку, уже радости были полные штаны. Бывало такое, что из основы кто-то либо заболеет, либо не приедет из Кишинева, либо травмируется. Тогда нами закрывали дыры для количества. Это были очень приятные моменты.

- А зачем вообще Пантелеймоныч поменял название дубля? Ведь по сути ничего не поменялось и ФК "Отачь" как был дублем "Нистру", так и остался. А так получилось, что в городке, где население не дотягивает и до 10 тысяч людей, появилось сразу две взрослых команды. Не много ли?

- Я слышал такую версию, что ему кто-то накинул мысль, мол, нам нужен свой фарм-клуб. Тогда это было модно, помнишь? Возможно, он собирался тоже вывести "Отачь" в вышку. Пантелеймоныч всерьез собирался зарубиться за чемпионство. Это была его мечта – услышать гимн Лиги Чемпионов, привезти в Атаки "Барселону". Он понимал, что бороться с "Зимбру", а тем более с "Шерифом", в одиночку нереально.

- Да, я помню, как тогдашний тренер "Зимбру" Габи Стан сказал, что "Шериф" начинает чемпионат с форой в 12 очков, намекая на 4 матча против ФК "Тирасполь", в которых все было ясно…

- Ну вот, а когда против тебя все участники чемпионата, тут уже хочешь или не хочешь, а приходится думать о собственном подкреплении, если собираешься что-то выиграть.
В Атаках кто-то вкладывал деньги в футбол кроме Пателеймоныча? Я думаю, что никто. Так откуда тогда там воскреснет футбол? Я думаю, футбол там воскреснет только в том случае, если Христос воскресит Пантелеймоныча
- Ты думаешь, Пантелеймоныч реально верил, что можно привезти в Атаки "Барселону"?

- А почему нет? Я даже сам верил, что подрасту и сыграю за родной "Нистру" в еврокубках против "Барсы" в Каларашовке. Да, для этого нужно было пройти 2-3 раунда, но потом это было реально. Вспомни, "Зимбру" играл же с "Тоттенхэмом", "Бетисом", "Гертой". Пантелеймоныч же строил стадион. Он хотел построить даже современный комплекс с гостиницей. Отборочные раунды еврокубков на нем спокойно можно было принимать. Был проект, там и учебные корпуса для футболистов планировались, и дополнительные поля. Но власть поменялась, у него "рейдернули" бизнес и производство, все накрылось медным тазом.

- Ты видел, что сейчас на том месте, где планировалось строительство?

- Там везде одни пустыри и разруха. Грусть и печаль. Что еще тут можно сказать?

- Расскажи какую-нибудь забавную историю, которая приключилась с тобой в Атаках.

- На самой ранней стадии Кубка так попал жребий, что "Нистру" попал как раз на ФК "Отачь". А у нас как раз должна была быть совместная тренировка основным "Нистру". Я в шутку говорю: "Я так понимаю, в Кубке нам придется им сливать, чтобы помочь". Это услышали старожилы команды и очень сильно возмутились.

- А что Пантелеймоныч говорил перед игрой и этим городским дерби?

- Да какое дерби (смеется). Все понимали, что у нас нет шансов. Мы боремся за то, чтобы не вылететь в Дивизию Б, а они с "Шерифом" рубятся за первое место в вышке. Пантелеймоныч зашел к нам в раздевалку, произнес мотивационную речь, дескать, вот вам шанс, покажите себя, проявите. Только попросил без лишней грубости и жесткости: "Смотрите мне, не убивать друг друга, мне только травм сейчас не хватает!"

- И как сыграли тот матч?

- Проиграли 0:5.

- Что было по деньгам у тебя тогда?

- Тогда и о деньгах особо не думал у нас никто. Сколько Пантелеймоныч даст, тому и рады были. Все молодые были, глаза горели, хотели играть, доказывать, что достойны первой команды.

- Самый большой гонорар, который ты заработал в ФК "Отачь"?

- У меня было 500 леев за победу и 250 за ничью. За весь сезон мы выиграли матчей пять и примерно столько же раз сыграли вничью. Остальные игры проиграли. И то, не во всех этих удачных матчах я выходил на поле. Где-то пропускал из-за карточек, где-то травмы. Вот и считай, сколько я заработал (смеется).



- Ты хочешь сказать – около 3000 леев за сезон. Не может быть. Я понимаю, что это была первая половина 2000-х годов, но все равно это очень мало. Я так понимаю, это премиальные. А зарплата была?

- Была. В первый год 500 леев в месяц, потом подняли до 700, потом 1000. Леев, не долларов. Это основа получала доллары (улыбается).

- А Пантелеймоныч смотрел матчи ФК "Отачь"? Ходил на ваши игры?

- Если это был выезд в Гагаузию или Тирасполь, то я его не видел. А вот на домашние игры ходил почти всегда. Другой вопрос в том, что мы его не радовали и чаще проигрывали.

- Почему так?

- Слабые очень были. Школы как таковой не было. Мы играли против сильных команд: дубли "Зимбру", "Шерифа", плюс команды, которые ставили всегда задачу выйти: "Тилигул", "Олимпия", "Политехника", бендерское "Динамо", "Флорены", "Стяуа", "Рапид" - все напичканны опытными игроками, повидавшими многое. И что мы могли сделать против них? Да, иногда у нас получались хорошие матчи, и мы могли прибить кого-то. Но это было больше из области случайности, чем закономерность, тем более когда поступало подкрепление из первой команды.

- В любом случае, задача второй команды или фарма – больше не результат, а подготовка юношей и молодых для основы первой команды…

- Я согласен. Но у нас в селе не было тех возможностей, которые были в Кишиневе и Тирасполе. Не было ни полей, ни тренеров, ни конкуренции, ни денег. Так о какой подготовке ты говоришь? Кстати, ты спрашивал про самый большой гонорар. Я вспомнил!

- Что вспомнил?

- Мы прибили дома в одном из последних туров, кажется, кого-то из Приднестровья. Точно помню, что счет был - 3:0. Это стала наша первая и единственная победа с крупным счетом в чемпионате. На эту игру заглянул и Пантелеймоныч и дал нам даже не двойные, а тройные премиальные. Так, вместо положенных 500 леев я пришел домой с полтарушкой леев. Это и были самые большие премиальные. Радости не было предела.

- Сколько лет просуществовал ФК "Отачь"?

- Отыграли два сезона под этим названием, потом проект закрылся.

- Почему?

- Пантелеймоныч понял, что мы в ближайшем будущем не то, что не сможем отбирать очки у "Шерифа" и "Зимбру", а даже не выиграем Дивизию А и не выйдем в вышку. Да и по деньгам было накладно.
Главному тренеру моего клуба очень нравилась игра Добровольского. Агент сказал ему, что я родился и прошел систему подготовки там же, где и Добровольский. Тренера этим впечатлился, что помогло мне получить контракт
- Как возник вариант с Бразилией?

- Я понял, что в "Нистру" мне не светит попасть. Если наш лучший бомбардир и лидер Ваня Банку не прошел просмотр, что говорить про меня. Начал ездить по просмотрам: Минск, Прибалтика, подземелье России. Максимум, что получилось – это зацепиться и поиграть чуть-чуть на КФК в Подмосковье. Там не было никаких контрактов, все на честном слове, а играть могут хоть инопланетяне. Поиграл месяцев пять, у президента начались проблемы, команда распалась. Мне фартануло, что выплатили все зарплаты и премиальные. Вернулся домой в Молдову. Сидел и не знал, что делать. Через Алекса Леала, который играл у нас в "Нистру", я был знаком с одним бразильским агентом, его другом. Он и предложил вариант с Бразилией. Я не хотел снова играть в Молдове, бегать на КФК тоже не было желания. Думаю, почему бы не попробовать что-то новое.

- Там же криминал. Не боялся, когда ехал туда?

- А чего бояться? Если бы я ехал с тысячами баксов и весь в золотых украшениях – тогда опасно. А когда летишь туда с пустыми карманами, чего бояться?

- Перелет в Бразилию стоит больших бабок. Тебе клуб оплатил билет?

- Нет, летел за свои. Но сказали, если пройду просмотр и меня подпишут, то бабки за билет вернут. Учитывая, что все это время я ездил по просмотрам за свои бабки, я согласился.

- Дорого вышло?

- Все, что мне выплатили на КФК, то и отдал за билет. Оставалось еще в кармане около сотки баксов. Вот с этими бабками я и прилетел в Бразилию. Еще Алекс Леал что-то накинул, пару копеек дал в помощь, сказал, на первое время мне точно пригодится.

- Сколько дней добирался?

- Ой, наверное, целую неделю. Даже больше. Сначала в Бельцы пригнал на вокзал. Оттуда на поезде до Москвы. Потом перелет Москва – Лиссабон – Рио. Прилетел в Рио, и потом еще на двух автобусах и поезде добирался до города, где базировался мой клуб.

- Что за клуб был?

- Играл в третьей лиге штата Паулиста. Приезжаю, меня встречает друг этого агента и говорит, чтобы я сразу готовился, вечером товарищеская игра. Я говорю: "Подождите, дайте хоть в себя прийти после такой дороги!". Но там это особо никого не волновало. Сказали играть, значит надо играть.



- И ты сыграл?

- Дальше начались приколы. Друг этого агента говорит мне: "Я понимаю, что ты правша, но клубу нужен левый центральный защитник. Так что сыграешь слева". Я ему говорю: "Я вообще-то играю в нападении! Какая защита!?". Он мне намекает, что тогда я могу сразу ехать домой, нападающих у них и так человек десять. Я пытался спорить некоторое время. Потом началась предыгровая тренировка. Смотрю на защитников и просто офигеваю. Все заряжают с двух ног, обыгрывают один в один, финтят. В общем, их защитники сильнее в атаке, чем наши нападающие. Думаю, куда я попал? Тогда решил, что лучше молчать, не позориться и не говорить о том, что я нападающий. Сыграю в защите, хотят левого центрального - буду левым центральным, а там уже как пойдет.

- А как так получилось? Они пригласили игрока на просмотр, разве они не видели записей твоих игр или хотя бы нарезок?

- Какие записи игр? Это был 2006-й год. Тогда еще не был так развит интернет и все эти темы, как сейчас.

- И как ты сыграл?

- Вышел сонный, уставший, дорога измотала, сам понимаешь. Я даже не знал, как зовут вратаря и других защитников. Только начался матч, как наш второй центральный защитник, будучи последним, решил пойти в обводку и попытался обыграть нападающего. Тот отобрал у него мяч, спокойно вышел один на один и забил. У нас бы за это если бы не убили, то точно дали бы поджопник. А там такое в порядке вещей. Ну, думаю, ладно. Главное, что не я привез. Дальше подобный трюк уже хотел провернуть вратарь. Теперь он решил повозиться с мячом, его тоже накрыли, отобрали и забили в пустые ворота. Горим уже 0:2. А это еще и оказался не просто товарняк, а какой-то турнир типа нашей "Вечерки". Смотрю, та команда повела 2:0 и ушла в оборону, особо не бежит вперед большими силами, играет на удержание. Ну, думаю, слава Богу. В общем, я что есть силы просто лупил мяч вперед, когда он прилетал в штрафную. И мы больше не пропустили. А в концовке еще и вытащили ничью – 2:2. Главный тренер остался доволен и результатом, и моей игрой.

- Сколько еще игр ты сыграл на этом товарищеском турнире, пока тебе не сказали, что ты подходишь?

- Еще две. Но уже после первой игры я почувствовал к себе доверие и хорошее отношение. Мне еще помогло, что агент сказал, что я и Доброволький из одной страны, клуба и системы подготовки.

- Что? Это тут причем?

- Там интересная история. Оказалось, что главный тренер моего клуба работал в штабе сборной Бразилии на Олимпиаде, когда в финале их обыграла сборная СССР, и ему очень понравилась игра Добровольского. Он прямо был его фанатом. Агент знал это и сказал ему, что я родился и прошел систему подготовки в том же крае, что и Добровольский. Его это впечатлило и стало для меня плюсиком, что помогло получить контракт.

- Что больше всего тебя удивило?

- Когда была презентация перед началом сезона. Помимо меня было еще три новичка. Нам дали футболки, была официальная пресс-конференция. Пришло много журналистов, местные ТВ-каналы. Я был в шоке. У нас даже в вышке такого не делали в то время никогда. А про Дивизию А уже и молчу. Максимум, что было – это газета "Спорт-Курьер", где писали небольшие отчеты о матчах.
В Бразилии нет такого понятия, как любитель. Если ты играешь в футбол и получаешь за это деньги, значит ты уже футболист
- В чемпионате какого штата играл твой первый бразильский клуб?

- В третьем дивизионе штата Сан-Паулу. В народе его называют лига Паулиста.

- Это любительский турнир?

- В Бразилии нет такого понятия, как любитель. Если ты играешь в футбол и получаешь за это деньги, значит ты уже футболист. Другой вопрос, сколько ты их получаешь, какая у тебя жизнь и хватает ли тебе твоего заработка, чтобы обеспечить свою семью.

- Можно конкретнее?

- В Бразилии работают практически все футболисты. Проблема в том, что у них очень большие семьи, много братьев, сестер, дедушек, бабушек, родственников, и тех денег, которые они получают в клубах, недостаточно. Я знаю даже пацанов из Серии А – это как Премьер Лига в Англии, которые помимо футбола вынуждены были подрабатывать, потому что просто не хватало зарплаты.

У меня в команде играл парнишка, у него в семье было 10 детей, и он был самый старший из них. Он подписал контракт с командой, которая попала в южноафриканские еврокубки, но все равно вынужден был подрабатывать, потому что не хватало денег - сам понимаешь, что такое 10 детей. Поэтому в Бразилии, если ты не Неймар и твой папа не выбил сразу миллион долларов в год, очень многие футболисты подрабатывают: кто таксует, кто что-то продает, кто на доставке. Там это норма.

У нас если ты играешь в футбол и работаешь таксистом, то тебя будут подтравливать и считать за таксиста со словами "какой ты нафиг футболист". В Бразилии же совсем другой менталитет. Если ты играешь в футбол и параллельно где-то работаешь, то тебя все равно будут считать футболистом, а не таксистом, продавцом или доставщиком. А все эти другие работы – это считается лишь временная мера, пока ты не сможешь полностью обеспечить себя и свою семью заработком на футболе.

- Тебе хватало тех денег, что ты зарабатывал, когда приехал в Бразилию?

- Все познается в сравнении. Клуб выделили мне дом. Проблема с жильем была полностью решена и закрыта. Каждый день было хорошее питание, проблем с экипировкой тоже не было. Получается, что на жилье, еду, одежду я не тратил. Зарплата была не очень большая, но хорошие премиальные. Примерно долларов 300-400 чистыми в месяц мне выходило. Для Бразилии в середине нулевых годов это были очень хорошие деньги. К тому же у меня не было семьи, детей, десятка братьев и сестер. Одному хватало.



- Но это не такие большие деньги, что стоило уезжать за тридевять земель. Был ли смысл?

- Я приехал до этого в Кишинев на просмотр в "Дачию". Да, у этого клуба в тот момент были не самые лучшие времена в плане финансов. Но все же первый вопрос, который мне задали: "Есть ли у меня кто-то в Кишиневе из родственников или друзей, у кого я смог бы жить?" Когда я ответил, что у меня никого нет, тогда мне предложили снимать квартиру. Питание было только после выездных игр и тренировок. Я посчитал, получалось, что за вычетом затрат на жилье, еду и проезд мой доход составлял бы чистыми 50 баксов в месяц. Тогда я понял, почему их тогдашний защитник Сережа Потрымба закончил и уехал на заработки в Испанию. Что бы ты на моем месте выбрал: играть в Кишиневе, оставаясь с 50 долларами в кармане, или жить в Бразилии, где мне оставалось в 8 раз больше?

- Помимо футбола ты мог еще как-то зарабатывать?

- Конечно. Времени было достаточно. Хоть и было частенько по две тренеровки в день, но тренировались мы, когда было не жарко: утром рано и поздно вечером. Тренировка утром начиналась в 7:30, заканчивалась в 9 утра. Вечером начинали тренироваться в 21:30, заканчивали в 23:00. Фактически, с 9 утра и до 9 вечера делай, что хочешь.

- Где ты работал в свободное от игр и тренировок время?

- Начинал детским тренером. Наш тренер дал мне пару групп с малышами. Но долго проработать не удалось. Столкнулся с футбольным расизмом.

- Это как?

- Родители детей начали возмущаться, что у них приезжий иностранный тренер. Один батя пришел и прямо начал кричать, если дословно перевести: "Я не хочу, чтобы это белое ху#ло учило играть в футбол моего сына!"

- То есть он не хотел, чтобы тренером его сына был человек с белым цветом кожи?

- Нет, цвет кожи тут не при чем. Им не нравилось, что я не бразилец, а приехал черт знает откуда. Это одна из особенностей бразильского менталитета. Они считают, что играют в футбол лучше всех на планете Земля, а значит и не может быть в мире тренеров лучше, чем бразильцы. Поэтому они устроили даже что-то типа протеста, потребовали меня убрать и поставить на мое место любого другого бразильца.

- Может быть, ты неудачно начал, проигрывал много, и они были недовольны результатами?

- Мы даже не играли ни с кем никаких матчей. Я ж говорю, это были малыши, которым по 6-7 лет. Начинали просто с азов футбольных.

- Тебе было обидно, что тебя убрали только по национальному признаку?

- Вначале было не очень приятно. Но потом вратарь из команды предложил мне другую работу и на ней я зарабатывал еще больше по сравнению с тем, как если бы работал детским тренером. У него была своя туристическая фирма, и я работал там гидом для туристов из стран бывшего СССР. Сейчас же я просто подтравливаю всех своих бразильских друзей и знакомых. Говорю им: "Вы уже 24 года не выигрывали Чемпионат Мира и еще 224 года не выиграете с таким консерватизмом".
Чемпионат бразильского штата – это не первенство города Кишинева или чемпионат Яловенского района, где бегают "Костешты", "Будэй" и "Малоешты", укомплектованные местными пацанами и приезжими ветеранами из Кишинева"
- Расскажи, пожалуйста, про чемпионаты бразильских штатов. Это как у нас турниры на первенства городов? Или что-то наподобие чемпионатов районов?

- Очень часто замечаю неправильное восприятие чемпионатов бразильских штатов. Многие пытаются переложить это на реалии нашего футбола - на чемпионаты уездов или областей, городов, районов, жудецев или сел. Отсюда и неправильные выводы по поводу уровня футбола. Так делать абсолютно неправильно. Самый яркий пример – это чемпионат штата Сан-Паулу или Паулиста. Всего в Бразилии четыре профессиональных дивизиона. В Серии A чемпионата Бразилии - это как аналог нашей Суперлиги или английской Премьер Лиги - выступают пять клубов штата Сан-Паулу. В Серии B - три клуба, в Серии C - пять, в Серии D - четыре. Другими словами, 17 из 20 клубов штата участвуют в четырёх профессиональных дивизионах чемпионата Бразилии. Бывали случаи, даже когда команда вылетала из высшего дивизиона чемпионата штата, но занимала призовое место в Серии А чемпионата Бразилии.

- Не совсем понятно…

- Воспринимай чемпионат Бразилии как Суперлигу, в которой принимают участие лучшие представители своих штатов. Но футбол здесь начинается именно с чемпионата штата, уникального и независимого турнира, не являющегося пятым или шестым дивизионом в системе бразильских лиг.

- Вот и наш главный редактор считает, что все дивизионы чемпионатов штатов кроме высшего – это любительские турниры. Можно на конкретных примерах объяснить, что это не так?

- Просто он воспринимает чемпионат штата как аналог чемпионата района или города. Но это совершенно не так. Чемпионат бразильского штата – это не первенство города Кишинева, где играет "Бачой", "Сынжера", "Кармез", а также юниорские команды "Зимбру" и "Буюкан". И это не чемпионат Яловенского района, где бегают "Костешты", "Будэй" и "Малоешты", укомплектованные местными пацанами и приезжими ветеранами из Кишинева.

Я попробую объяснить, чтобы было понятно на примере лондонских клубов. Итак, предствь себе турнир, который называется чемпионат штата Лондон. Участники турнира: "Арсенал", "Челси", "Тоттенхэм", "Вест Хэм", "Кристал Пэлас", "Брентфорд", "Куинз Парк Рейнджерс", "Миллуолл", "Чарльтон". Все эти лондонские клубы встречаются между собой, к примеру, в два круга. При этом все матчи проходят в самых что ни на есть боевых и оптимальных составах, а команды борются за победы и рубятся во всех играх и турах похлеще, чем в самой Премьер Лиге или еврокубках. На трибунах все места забиты, на стадионах потрясающая атмосфера, а победа условного "Арсенала" над "Тоттенхэмом" здесь ценится даже весомее, чем в чемпионате Англии.



- Я вот не понимаю, разве игроки не устают от такой нагрузки? Половина клубов бразильской Серии А играет в международных турнирах. Помимо этого есть еще Кубок Бразилии, сам чемпионат, матчи сборных. Куда еще им играть и в полную силу рубиться на первенство этих штатов?

- Нет-нет, тут все гораздо проще. Чемпионат в Серии А, как и в других лигах Бразилии, и чемпионаты штатов не пересекаются. Эти турниры проходят в разное время. Так что тут даже нет борьбы сразу на два фронта и можно спокойно сконцентрироваться на одном турнире, а потом на другом.

- Как такое возможно? А как же пауза? Межсезонье?

- В Бразилии нет межсезонья и паузы, к которой все так привыкли у нас. Это в Молдове, в России, в Украине чемпионат заканчивается в конце ноября и до марта уходит в спячку. В Бразилии такого нет. Есть лишь небольшая пауза на пару недель между окончанием чемпионатов в четырех профессиональных лигах и началом чемпионатов штатов. Пока наши клубы играют товарищеские матчи с января по март, в Бразилии полным ходом идут чемпионаты штатов.

- Ты сказал, что твой первый бразильский клуб играл в третьем дивизионе штата Сан-Паулу. Примерно какой там уровень?

- Точно выше уровня чемпионата Молдовы нулевых годов. Просто ты не осознаешь, что такое Сан-Пауло. Площадь этого штата почти 250 тысяч километров. Это в два раза больше площади Англии. Население штата под 50 миллионов жителей. Для сравнения, в Англии живет 55 миллионов людей, в Испании – 48. Если бы штат был независимым государством, его ВВП превосходил бы Швецию и был сопоставим с шестью ВВП Украины довоенного времени, где футбол тоже высокого уровня. Вот и делай выводы. В общем, штат Сан-Паулу, как и Минас или Рио-де-Жанейро - это огромные территории-конгломераты, которые по масштабам можно сопоставлять с отдельными государствами. Когда я там играл, в третьей лиге штата Сан-Пауло было 10 дивизионов, в которых играли от 18 до 24 команд. Это получается всего около 200 команд. Чтобы подняться дивизионом выше, тебе нужно сначала выиграть свой дивизион, то есть опередить около 20 команд в таблице, а затем еще и попасть в тройку среди победителей других девяти дивизионов.



- Там везде такой уровень, как в Сан-Пауло?

- Конечно, нет. Я и не утверждаю, что все первенства штатов Бразилии — это увлекательное зрелище с высочайшим уровнем игры. Но такие, как Паулиста, Кариока, Гаушу, Минейро, Паранаэнсе, Баияно, Пернамбукано – серьезнейшие турниры с обязательным участием всех сильнейших клубов своего штата.

- Роналдиньо Гаушу, Жуниор и Фернандо Баияно, Жуниньо Пернамбукано – я так понимаю, это привязки к штатам в фамилиях и именах звезд бразилького футбола?

- Да, таким образом эти футболисты идентифицируют себя со своим родным штатом, где они выросли и откуда родом. В Бразилии очень сильна привязанность к штатам. Поэтому воспринимать Бразилию как что-то единое целое – не совсем правильно. Патриотизм бразильца, как представителя единой нации, вне зависимости от цвета кожи и происхождения там есть. Но там есть и колоссальные региональные различия. Недаром футбол в Бразилии стал развиваться именно на уровне штатов, и недаром даже в 21-м веке от чемпионатов штатов там ни у кого нет и мыслей отказываться.
С одной командой мы играли по круговой системе шесть раз. Спрашиваю, почему так? Говорят: "Это – дерби. А люди у нас очень любят дерби". Если всем нравятся дерби, то почему бы не сыграть друг с другом и шесть раз за чемпионат?
- В каких штатах ты играл?

- Если говорить о самых слабых турнирах, то это были Рорайма и Токантинс. Четвертая лига штата Сан-Пауло примерно сопоставима с высшей лигой этих двух штатов. Скажем так, 90 процентов клубов третьего дивизиона Сан-Пауло будут на лидирующих местах в вышке Рораймы и Токантиса. Поэтому в вышке этих штатов мне было играть проще, чем в третьей лиге Сан-Пауло. Если вспоминать о самых сильных турнирах, то это были третьи лиги штатов Сан-Пауло и Кариока.

- Есть какие-то достижения или титулы?

- Как говорил Роналдиньо, статуэтки и медали, валяющиеся у меня дома и собирающие пыль на полках, не сделают меня настолько счастливым, как карнавалы и девушки (смеется). Шучу. У меня есть медаль за победу в четвертом дивизионе Сан-Пауло и медаль за победу во втором дивизионе Рораймы. Причем я приходил в эти клубы под конкретные задачи – выиграть лигу и подняться дивизионом выше. Получилось удачно.

- Есть еще какие-нибудь необычные вещи в чемпионатах штатов?

- Начнем с того, что в каждом штате свой регламент. Например, разное количество матчей. Я помню, с одной командой мы играли по круговой системе шесть раз, а с некоторыми только одна игра была и все. Спрашиваю, почему так? Говорят: "Это – дерби. А люди у нас очень любят дерби". Оказалось, что это самый принципиальный соперник, поэтому очные матчи вызывают большой зрительский интерес: всегда полный стадион, все билеты распроданы, а значит, хорошо идет и продажа еды, напитков, пива. Если все так хорошо, то почему бы не сыграть друг с другом и шесть раз за чемпионат?"



- Сколько ты поиграл в Бразилии?

- Около пяти лет. Потом получил серьезную травму колена и решил не рисковать здоровьем. Благо к тому времени я обзавелся нужными знакомствами, связями и контактами, и играть в футбол ради заработка уже не было нужды. Сначала помог домашний Чемпионат Мира в Бразилии. У меня была хорошая работа весь 2013-й и половину 2014-го года, пока не закончился чемпонат. Дальше был интересный движ с бразильскими академиями для стран СНГ.

- Что за движ?

- Компания организовывала обучающие футбольные лагеря в Бразилии для детей из России, Казахстана, Узбекистана

- Тебе не кажется, что это все лохотрон и выкачивание денег с родителей? Ну, привезете вы из Казахстана в Бразилию десять казахских детей. Родители заплатят за то, что их дети поживут и потренируются на период летних каникул в условном городе Рио или Сан-Пауло. Но они ведь не станут играть Роналдо и Роналдиньо…

- Не станут. Но ты мыслишь слишком уж фантастически. Что плохого в том, что дети из Казахстана увидят новую страну, поживут и потренируются в новой среде, получат опыт жизни в другой культурной атмосфере, познакомятся с новыми друзьями?

- Ничего плохого тут нет. Но это получается просто туризм.

- Ты можешь называть это как хочешь. Но пока есть спрос и есть люди, готовые за это платить, почему этим не заниматься?

- Чем ты занимаешься сейчас?

- Был период, что я переехал в Ирландию. Мои друзья открыли бразильскую футбольную академию в Дублине. Приехали специалисты из Бразилии и обучали ирландских детей. Я отвечал там за всю организацию. Нынешняя моя работа - сотрудничество в футбольном агентстве. Помогаю в трудоустройстве бразильских футболистов в страны СНГ. Благо, знание языков очень помогает.

Автор: Сергей Беседин, специально для Moldfootball.com.

Источник: Moldfootball.com
Администрация сайта не несет ответственности за комментарии, оставленные посетителями. В то же время, администрация призывает читателей вести дискуссии в рамках приличия. Сообщения о политике, религии, языках, содержащие оскорбления, флуд, рекламу или написанные заглавными буквами, могут быть удалены, а доступ на сайт их авторам может быть блокирован на неограниченный срок.
Thug
18:04, 10.02.2024
Цитата Cергей Беседин
Большое спасибо всем за приятные комментарии. По поводу вашего замечания, в своих интервью я стараюсь приближенно делать расшифровку слов так, как говорят люди. Если человек говорит такими словами, то будет неправильно переделывать и заменять его лексикон на другой. Как есть, так есть. Понимаете, не могут футболисты, президенты-бизнесмены, тренера и другие люди футбола говорить все одинаковым языком
Что насчет инстаграма Сергей ??
bolt
14:59, 10.02.2024
Великолепное интервью. Я наконец то разобрался, что такое чемпионаты штатов)))))
Жаль не было вопроса про личную жизнь в Бразилии. Отношения с тамошними девушками и тд
Cергей Беседин
12:29, 10.02.2024
Цитата 1232
Еще одно увлекательнейшее интервью. Спасибо, Сережа! Единственное, я уже писал, немного режут глаза эти гоп-словечки: прибили, полтарашка, сотка. В каждом интервью их море. Но это детали. Само интервью прекрасное. Прочел неотрываясь.
Большое спасибо всем за приятные комментарии. По поводу вашего замечания, в своих интервью я стараюсь приближенно делать расшифровку слов так, как говорят люди. Если человек говорит такими словами, то будет неправильно переделывать и заменять его лексикон на другой. Как есть, так есть. Понимаете, не могут футболисты, президенты-бизнесмены, тренера и другие люди футбола говорить все одинаковым языком
jeka
00:39, 10.02.2024
Молодчина, все таки пробился. И в футбол поиграл на хорошем уровне и работу нашел после карьеры. Парень реально на позитиве, рад за него.

А вот здесь улыбнуло: "Я понимаю, что это была первая половина 2000-х годов..." . Она как бы и сейчас ещё идёт "первая половина 2000 годов " :)
И ещё очень долго будет идти :)) Аж до 2501 года :)))

За это время Молдова может выиграть 5 раз Лигу Наций, 3 Чемпионата Европы и 1 Чемпионат Мира ;)

В любом случае спасибо автору и герою репортажа за интересный материал без пошлых историй (правда с острыми словцами) и завышенного мнения о себе!!!
42780
23:16, 09.02.2024
По большому счету мне всё равно, но напрягает то, когда люди, играя в непонятных подвалах других стран, рассказывают что там уровень выше молдавского чемпионата, хотя у нас они никому не были нужны.
42780
23:13, 09.02.2024
Цитата Иван Камнев
В дубле Нистру Дэн был в 2003-2004 годах, и тогда по молодости ему не реально было попасть в состав, о чем он честно и сказал. В Бразилии он начал в конце 2006 - начале 2007 года, то есть прошло три года с того момента, как Дэн не прошел в первый Нистру и оказался в Бразилии. Логично, что за три года он поиграл в России на КФК, где-то на просмотрах был месяцами, повзрослел, прибавил, возмужал. Я тоже в 18-19 лет не проходил в состав Дачии, но через два года уехал во вторую лигу России, которая уж точно была сильнее молдавского чемпионата, где играла Дачия
Всё может быть, но не думаю что парень в КФК так повзрослел, что перепрыгнул нашу вышку. Там такой-же любительский чемпионат.
Сталин Всея Руси
22:57, 09.02.2024
Побольше бы Пантелеймонычей в наши глубокие пинаты...
1232
21:31, 09.02.2024
Еще одно увлекательнейшее интервью. Спасибо, Сережа!
Единственное, я уже писал, немного режут глаза эти гоп-словечки: прибили, полтарашка, сотка. В каждом интервью их море.
Но это детали. Само интервью прекрасное. Прочел неотрываясь.
2021
20:52, 09.02.2024
Согласен с Иваном. Такие колоритные истории поинтереснее чем некоторые интервью более известных игроков.
Иван Камнев
20:49, 09.02.2024
На sports.ru раньше было много интервью с футболистами, которые играли на Фарераз, в Исландии, в Индии и т.д. И пусть их не знают домохозяйки, которые следят только за Месси и Роном, но лично мне интересно читать такие материалы
Иван Камнев
20:46, 09.02.2024
Такие интервью читать гораздо интереснее, чем интервью с нашими селебрети из НД, которые прыгают из тазика в тазик в молдавских клубах и не видели ничего в жизни кроме Кишинева, Тирасполя и молдавских сел. Помню читал интервью на этом сайте про парня, который бегал по юношам в Политехе, а потом оказался в Азии, и хоть играл там по подземельям, но его истории гораздо интересней, чем наших из Срартаний, Костулен и т.д.
Иван Камнев
20:42, 09.02.2024
Цитата 42780
Вроде адекватный парень, только не пойму одно. То он говорит что играл в команде аутсайдере дивизии А, не был там лучшим, и что попасть в Нистру было не реально, а тут попадает в 3 лигу штата Сан-Паулу и говорит что этот турнир точно сильнее нашей вышки. Причём был нападающим, а заиграл центральным защитником
В дубле Нистру Дэн был в 2003-2004 годах, и тогда по молодости ему не реально было попасть в состав, о чем он честно и сказал. В Бразилии он начал в конце 2006 - начале 2007 года, то есть прошло три года с того момента, как Дэн не прошел в первый Нистру и оказался в Бразилии. Логично, что за три года он поиграл в России на КФК, где-то на просмотрах был месяцами, повзрослел, прибавил, возмужал. Я тоже в 18-19 лет не проходил в состав Дачии, но через два года уехал во вторую лигу России, которая уж точно была сильнее молдавского чемпионата, где играла Дачия
Gg
20:29, 09.02.2024
Nu chinui fotbalul Brazileț) nimeni nu te stie.
Starsky
19:34, 09.02.2024
Un interviu foarte interesant.
Multumesc lui Besedin!
42780
18:03, 09.02.2024
Вроде адекватный парень, только не пойму одно. То он говорит что играл в команде аутсайдере дивизии А, не был там лучшим, и что попасть в Нистру было не реально, а тут попадает в 3 лигу штата Сан-Паулу и говорит что этот турнир точно сильнее нашей вышки. Причём был нападающим, а заиграл центральным защитником
ximidas
17:11, 09.02.2024
Очень интересно, что такие люди есть из Каларашовки.

Оставь инстаграм Денис, присоединяюсь к просьбе
Coolio
15:50, 09.02.2024
Мда веселая история )А есть инстаграм у Дениса ,интересно прям его бразильская история!Реалий из Фавел
Klose
15:21, 09.02.2024
Расизм наоборот :)))
Задай вопрос редакции Moldfootball.com
Другие конференции
СУПЕРЛИГА 2024/25
Команды
И
В
Н
П
Мячи
О
1.
Шериф
14
11
3
0
33-6
36
2.
Зимбру
14
8
1
5
32-16
25
3.
Петрокуб
14
6
5
3
20-9
23
4.
ФК Бэлць
14
6
5
3
18-9
23
5.
Милсами
14
6
3
5
30-18
21
6.
Спартаний
14
3
5
6
12-17
14
7.
Дачия Буюкань
14
2
5
7
8-19
11
8.
ФК Флорешть
14
0
1
13
0-59
1
Бомбардиры
Охаджунва (Зимбру)
8
В.Рэйляну (Зимбру)
7
И.Оппонг (Спартаний)
7 (2)
Жоао Паулиньо (Зимбру)
6 (1)
Гынсарь (Милсами)
5
Мамучашвили (Шериф)
5 (2)
Кэрунту (Петрокуб)
4
Аканби (Шериф)
4
А.Аллаш (Шериф)
4
Ребенжа (ФК Бэлць)
4
К.Мартинс (ФК Бэлць)
4
Дедечко (Зимбру)
4 (3)
Ассистенты после Фазы 1
Бадоло (Шериф)
8
Охаджунва (Зимбру)
5
Амброс (Петрокуб)
5
Джу (Зимбру)
5
Силва (ФК Бэлць)
5
Ламбарский (Милсами)
4
Лису (Милсами)
4
Мамучашвили (Шериф)
3
Гынсарь (Милсами)
3
Зоури (Шериф)
3
А.Антонюк (Милсами)
3
Н.Ротару (Спартаний)
3
С.Кожокарь (Зимбру)
3