Главная задача блога - осмысление событий происходящие в футбольной Молдове с точки зрения спортивного (в нашем случае - футбольного) менеджмента и маркетинга. Футбол сейчас стал совершенно другим, но концепция управления в большинстве случаев у нас в стране остается той же, что была последние 30 лет. Абстрагируясь от вечного "Кто виноват?", займемся более интересным - "Что делать?". Верю, что лучшие времена, когда молдавские футбольные клубы будут управляться более эффективно, когда-нибудь настанут.
Весёлые истории с шарфами22 мая 2013
У меня есть скромная коллекция футбольных шарфов. Исключительно тех клубов, которые видел воочию, либо что-то с ними связывало. К своему удивлению только сегодня заметил, что среди них есть и три шарфа команд, которых уже не существует:
- "Сатурн – REN TV". Посетил много домашних матчей во времена Рогачёва, Ребежи и Сосновского. Один раз по возвращению на электричке из Раменского в пути наш вагон попал под массированный обстрел кирпичами со стороны спартаковских болельщиков, выбежавших из кустов. В другом году пришли с женой за 10 минут до начала матча против московского "Спартака". Кассирша с ужасом говорит: "Билеты остались только на секторе болельщиков "Спартака". Пошли за адреналином. (1) Читать далее
Про дублёров...13 мая 2013
Вопрос из конференции: Ваше мнение по поводу предложения Павла Чобану создать дубли команд и вводить турнир Павла Чобану логично и его поддерживаю (кроме одного технического момента). Тем более что там присутствует одно моё предложение, высказанное еще несколько лет назад. А именно разрешать вторым командам просматривать потенциальных новичков не только в межсезоньях, но и в нескольких матчах по ходу чемпионата (по паспорту, вне основной заявки на сезон). Да и в Дивизии "А" установится более спортивный принцип, когда за выход в элиту будут бороться исключительно все участники турнира, ибо до сих пор вторые команды не претендовали на повышение в классе.
Не согласен я только в одном. Любые хорошие нововведения не надо перенимать под 100-процентную копирку. Считаю, что для повышения общей эффективности дублёрам логичнее играть не накануне игр основных составов (как происходит во многих странах), а на второй день. Логика проста: (2) Читать далее
Молодым везде у нас дорога?1 мая 2013
Вопрос из конференции: - Как вы оцениваете модель клуба с молодыми футболистами в Национальной Дивизии? Пример Олимпии.
Вы задали очень интересный вопрос. Я, например, считаю, что низкий уровень молдавской высшей лиги позволяет игрокам расти в мастерстве до определенного уровня, после чего следует застой, либо регресс. Другими словами, если говорить о футболе как об индустрии, о бизнесе, то считаю, что НД – это отличная площадка для обкатки молодых игроков, не более того. Но, как всегда у нас есть свои "НО…", что не позволяют ситуации развиваться в оптимальное русло. Я специально посетил несколько матчей нынешней молодой "Олимпии", чтобы своими глазами понаблюдать за само собой получившиеся из-за форс мажора ситуации, когда на поле в молдавской высшей лиге стали выходить молодые игроки. (8) Читать далее
Ливадару не изучил молдавские реалии, в Молдове его проекты не сработают14 апреля 2013
Перекинул интервью с главной в блог. В комментариях готов выслушать все "за" и "против".
- Где вы сейчас, чем занимаетесь?
- Проживаю в Москве, занимаюсь в основном не футбольными делами. Пока живу на два дома, благо из Москвы до Кишинёва можно долететь быстрее, чем по нашим дорогам доехать на автомобиле до Кагула. Вполне возможно, в скором будущем туда же переедет и семья. Все в курсе того, что происходит у нас в стране и на политическом уровне, и, в принципе, на всех остальных… Мне это не интересно, в обозримом будущем света в конце тоннеля не вижу, а жизнь одна. Я привык действовать, а не наблюдать – отсюда и эти решения. (11) Читать далее
О деньгах футболистов: молодых и закончивших 6 января 2013
1. Как вы считаете, большие зарплаты вредят игрокам в продвижении своей карьеры? Есть уйма примеров даже с молдавскими футболистами. 2. Ваша версия: почему многие футболисты, которые в карьере много зарабатывали, после ее окончания не могут найти этим деньгам правильно применение?
1. Да, в большинстве случаев "ранний приход" денег на молодые футбольные умы негативно сказывается на развитие их спортивной карьеры. Можно подумать, что это дело нас не касается, а относится только к "большим и богатым чемпионатам", там, где присутствуют большие деньги, но это не так. Так как в Молдове люди бедные, то ранние 500 долларов в месяц могут легко вскружить и молодую молдавскую голову: девушки, клубы, тусовки.... Применительно к нашим, тут следовало бы больше говорить о приходе больших денег при первом уходе из Молдовы, а в больших чемпионатах – при переходе игрока из дубля в основную команду. (12) Читать далее
Футбольный "Дом-2". Смотреть всем!9 ноября 2012
Футбол – он и в Африке футбол, но, все-таки, этот вид спорта как индустрию в разных странах понимают по-разному. Например, в молдавском телевизионном эфире нет ни одной (!!!) футбольной передачи (у "Arena Publika" с Санду Греку – общий спортивный формат), матчи ни одного футбольного клуба не транслируются по ТВ (кроме "Шерифа"). Сказать что для футбола это плохо - ничего не сказать.
Для кого-то моя запись не окажется новостью, но решил написать пару строк об одном телевизионном проекте, который я смотрю с удовольствием. Российский телеканал "Россия 2" запустил новый телевизионный проект, своеобразный "Дом-2", перехватив и идею, которую можно обозначить, перефразировав слоган "дома": "Построй свой футбольный клуб!". Программа - документальный сериал - называется "30 спартанцев" (сам клуб – ФК "Спарта") и создатели обозначили для себя цель: показать изнутри путь футболиста от третьего дивизиона до высшей лиги и, может быть, Лиги Чемпионов. Советую для просмотра! (3) Читать далее
Сколько могут стоить телеправа на матч Молдова - Англия?18 сктября 2012
Телевизионные права – товар, а цена товара не та, что мы видим на этикетке, а та, которую мы готовы за него заплатить… Или та, за которую нам готовы продать права… Думаю что исходя именно из этой логики до сих пор продавались права на телетрансляции матчей сборной. Это так, к слову…
В целом ситуация выглядит примерно следующим образом.
(5) Читать далее
Лимит на легионеров: я против!18 июня 2012
Лимит на легионеров – очень непростой вопрос. Идея в том, чтобы помогать сборной страны, где лимит должен заставить клубы пересмотреть свою кадровую политику – вместо института легионеров развивать свои школы и академии, воспитывая собственных футболистов. Грубо говоря: молодым молдавским игрокам нужно игровое время, чтобы они прогрессировали.
Моя позиция простая: я против любых ограничений и за свободную конкуренцию, за рыночную экономику. Вводить нужно стимулирующие меры, а не – искусственная вещь, попахивая популизмом, где хочется выдавать желаемое за действительное. Почему? Потому что прямая зависимость между лимитом и увеличением качества национальной сборной – вещь абсолютно бездоказуема. Никакой связи между его отсутствием или присутствием и результатами сборной страны не вижу. Непосредственно в профессиональном футболе, по моему мнению, лимит ни на что положительно не влияет, более того, он убивает конкуренцию, а мы загоняем сами себя в угол. (7) Читать далее
Про ПФЛ. В очередной раз…14 июня 2012
Про необходимость создания ПФЛ я говорю уже пять лет как минимум. И даже не претендую на лавры первопроходца, ибо выглядело бы примитивно: считать элементарные вещи за ноу-хау. Вы правильно заметили, продвигать новые системы управления футболом в одиночку проблематично, без определенного административного ресурса это невозможно. В "Дачии" идею создания ПФЛ полностью поддержали и мы начали активно заниматься данным вопросом. Вроде бы началось все более-менее хорошо, дошли до этапа начала переговорного процесса с ФФМ в лице г-на Михая Ангела (кстати, как в ФФМ происходит принятие окончательных решений – это другой вопрос, но г-н Ангел, по моему мнению, человек с которым конструктивно работается). Со стороны клубов руководителем рабочей группы был уполномочен г-н Виктор Остап. Дальше, с моим уходом из "Дачии" я отошел от дел, какой либо информацией не владею. Но вспоминаю слова президента "Нистру", г-на Трагиры: Идея хорошая, лишь бы её, как всегда, не "заболтали"…. Вот что значит жизненный опыт, как в воду глядел… ) Сюжет тут - . (7) Читать далее
FAIR PLAY: миф или реальность29 мая 2012
Поступивший вопрос в конференции решил перекинуть в блог, чтобы дать возможность и читателям высказать свои точки зрения по данному вопросу.
Вопрос: Сейчас у Милсами очень плохие позиции с точки зрения имиджа. Что надо сделать клубу чтобы исправить сегодняшнюю ситуацию? Вы же разбираетесь в искусстве пиара. Спасибо.
К сожалению, мы живем во времена, когда для достижения целей, так или иначе связанных с деньгами, предполагается получать на выходе и так называемые "издержки производства". Не буду сейчас вдаваться в философию о том, что иногда такие издержки возникают из ниоткуда в виде форс-мажоров, в других случаях - изначально вносятся в план мероприятий. Попробую высказать свою точку зрения исходя из предмета вопроса, то есть "что сделать" с точки зрения PR-составляющей.(14) Читать далее
Иное сотрудничество футбола и СМИ18 марта 2011
Давно тут не появлялись записи...Надо бы исправлять ситуацию. Повод нашелся - вопрос в конференции.
Автор: Дмитрий (Кишинев) Что за ерунду вы придумали с аккредитациями на товарищеские игры с Поли и Стяуа?
Вы о том, что клуб попросил соучастие СМИ в виде предоставления услуг по промо-поддержке товарищеского матча со "Стяуа"? Для некоторых это может показаться диким, для меня такой диалог считаю созревшим. В общении с телеканалами я всем объясняю нашу позицию: воспринимайте правила не как условие, а как приглашение на диалог, как своеобразное протягивание руки с нашей стороны. Все мы (клубы и СМИ) хотим, чтобы на трибунах стало больше зрителей, чтобы ТВ-картинка была "богаче" и лучшего качества, а футболом интересовались бы больше людей. Стадионам нужны болельщики, телеканалам - зрители, печатным изданиям - читатели, сайтам - посетители и.т.д. Так давайте двигать процессы вместе, а не только клубы, чтобы потом все СМИ со стороны освещали то, что производят (и на что тратят свои деньги) футбольные клубы. Телеканалам нужны деньги, чтобы выживать и развиваться? Понимаю. Футбольным клубам они нужны не меньше…
Своеобразный бартер тут работает, я считаю, на общие интересы.
А вообще, такое регулирование отношений примет более чёткие контуры с возможным появлением Профессиональной Футбольной Лиги. Некоторые журналисты, особо не напрягаясь анализировать ситуацию, занимаются тем, что называется "подменой понятий", вводя людей в заблуждение, что после таких шагов болельщики останутся без футбола на экранах. Но если, условно говоря, телеканал Про ТВ несет некие затраты по формированию футбольного телепродукта, у него есть определенное сотрудничество с клубом, то почему бы зрителям не смотреть больше футбола именно на данном канале?
Суть понятна? Футбола будет не меньше, а на определенных каналах, которые совместно с клубами поучаствуют в формировании футбольного продукта. Футбол будет на тех каналах, которые что-то для этого сделают. Другими словами, футбол будет, но не на канале А,В,С,Д.........а на телеканалах X и Y. Зрителю только в начале придется привыкнуть к тому, что на пульте надо будет нажимать именно телеканалы X и Y.
Записаться всем офисом на пэйнтбол можно на сайте (34) Читать далее
Перемен, мы ждём перемен! - 219 ноября 2010
В комментариях моей последней записи в блоге прозвучала мысль, что моя позициця по необходимым у нас футбольным переменам - водичка, пустые слова и.т.д. Каждый волен понимать по-совоему, но я решил продолжить кое-какие свои мысли, а именно чуть больше остановиться на сегодняшних и необходимых в будущем взаимотношениях "Футбол - Телевидение". Почему? Потому, что это ооочень важно!(14) Читать далее
Перемен, мы ждём перемен!17 ноября 2010
Узнал сегодня одну новость, что стало отправной точкой для очередной записи в блоге.
До этого выскажу пару мыслей по итогам собрания руководителей клубов. Очень рад, что долгому периоду, когда в нашем футболе почти ничего нового не происходило, а всё было "хорошо и прекрасно", пришел конец.
Надеюсь, что "последствия" обсуждения насущных вопросов мы уже в скором времени станем на себя ощущать. В прошлой записи я высказывался "ЗА" появление в Молдове Профессиональной футбольной лиге, что привело к разного рода комментариям "за" или "против". Многие руководители выразили мысль, что до профессиональной лиги нам очень далеко и мы не готовы к такому шагу. Позволю себе кое с чем согласиться, а кое с чем нет. (12) Читать далее
Профессиональную футбольную лигу - в студию, пожалуйста!2 ноября 2010
Мой блог временно заглох, что не есть хорошо. Приношу свои извинения и начинаю повторный запуск с ответом на вопрос г-на "Штирлица" из моей Необходимость создания профессиональной футбольной лиги, о которой вы говорите, очевидна. Очень много процессов, начиная от маркетинга и обучения специалистов, можно централизовать и тем самым в разы снизить эти расходы. Но готовы ли сейчас клубы к такому проекту? "Дачия" вижу, что да. Но здесь нужна коллективная воля. Знаю, что говорить за другие клубы вы не можете. И все же ваше ощущение: если, к примеру, сейчас придет группа людей с полным функционалом и опытом реализации такого проекта, насколько клубы будут готовы принять его? (33) Читать далее
Сборная. Телевидение. Лига. (часть 1)23 апреля 2010
Пишу в блоге редко. Почему редко? Не знаю… Пишу когда пишется… А может потому, что пиши – не пиши, а толку-то (по аналогии с призывом "Голосуй!"). Но сейчас вот созрел момент для очередной записи.
Когда-то смотрел фильм "Небо. Самолет. Девушка". Хороший фильм… Приятнее было бы развить тут тему самолетов, а в особенности девушек, но давайте поговорим о более "тяжелых" вещах, а именно о молдавских, футбольных. Например, коротко о "Сборной страны, футболе на телевидении и профессиональной лиге". Поехали…
Сборная Молдовы. Я неоднократно высказывал мысль о том, что если говорить о футболе как о продукте, то его у нас по большому счёту просто не существует. За исключением одного случая, где этот самый продукт для нас сформировала матушка-природа. Речь о национальной сборной. Но в то же время это продукт, который, я считаю, мы пока не научились использовать по максимуму.
Перефразируя поговорку "Каждый солдат мечтает стать генералом" можно утверждать, что " Каждый Ионел Молдовану мечтает стать Лионелем Мессии" и "Каждая маленькая сборная мечтает попасть на какой-нибудь финальный турнир Чемпионата Европы или Мира". Со всем этим я согласен, так же как и с тем, что принцип в спорте – стремиться всегда быть первым. НО… Данные высказывания не что иное, как пища для народа, предвыборная агитация, если хотите. Мы – люди, работающие на благо молдавского футбола (возьму на себя смелость отнести себя к данной категории) должны мыслить, как говориться, на трезвую голову и стараться быть реалистами.
О чём я? О том, что решение провести матчи за пределами Молдовы – это хорошо, но считаю, что проведение некоторых из этих матчей в стране сработало бы более эффективно для продвижения футбола в массы. Главного тренера нам подобрали не просто хорошего, а, считаю – просто отличного, и я, может быть, больше чем большинство читающих эти строки хочу, чтобы сборная Молдовы попала на ЕВРО-2012. Но, господа, давайте спустимся на землю и сами себе признаемся – на ЕВРО нам, мягко говоря, пока рановато. Посмотрите на рейтинги, посмотрите на инвестиции государства в футбол, посмотрите на бюджеты клубов, посмотрите на инфраструктуру клубов, посмотрите в конце концов на уровень Национальной Дивизии и на "не шибко высокий" статус молдавских легионеров в своих клубах, посмотрите на ситуацию с российскими паспортами молдавских граждан… Если кто-то из вас считает, что у нас есть реальный шанс попасть на ЕВРО-2012, то быстренько бегите к своим родителям и поблагодарите их за то, что они вырастили из вас нереального оптимиста. Это кстати, хорошо, но в нашем случае – это заблуждение.
И вот у меня назревает вопрос: а может быть этот инструмент, подаренный Богом – сборная страны – постараться использовать для продвижения футбола в массы па максимуму? Для того, чтобы больше детишек пошли в спорт, для того чтобы некоторым привить отсутствующее чувство патриотизма, для того чтобы развернуть телевидение, инвесторов, спонсоров лицом к футболу? Никто меня не переубедит, что сборная страны не работает в этом плане.
Но как мы поступаем? Я это называю – "цикл сурка". По аналогии с фильмом "День сурка", когда у героя каждый следующий день точь-в-точь похож на предыдущий. Три матча сборной – с Казахстаном, Азербайджаном и Саудовской Аравии сборная проводит вне родных стен. (На счет телетрансляций, которых, скорее всего, не будет, поговорим в следующей моей записи в блоге). К чему мы будем за рубежом готовиться? К НЕпопаданию на ЕВРО-2012? Для нереальных оптимистов обещаю публично извиниться в случае моего ошибочного мнения (чего и себе желаю)!!!
Давайте трезво рассматривать ситуацию с первым матчем в Турции. Тренеру надо было познакомиться и пообщаться с футболистами. Согласен. Но ведь "познакомиться и пообщаться" можно и в кишиневском отеле – в чем тут разница? Вы скажете, в том матче были наработаны определенные тактические схемы? Не думаю. Один матч ничего не даст, плюс это сборная со своими непонятными кандидатами – кто-то приедет на официальный матч, кто-то травмированный не приедет, кого-то клуб или российское гражданство не отпустит и.т.д. Вы скажете негде играть? Можно – в манеже или на Малой арене в Тирасполе. Многие туда не поедут? Согласен, но кто-то все-таки поедет, в Тирасполе тоже болеют за молдавский футбол и плюс к тому вполне реально организовать телетрансляцию для всех граждан страны. А то мы часто забываем о том, что и в Дондюшанах, и в Чимишлии тоже проживают граждане (читай – и болельщики) Республики Молдовы. Скажете нереально найти соперника для синтетики? Не верю - мир большой и есть аксиома, согласно которой договариваться можно всегда. Вот Латвия играет с Гондурасом и Анголой, с Ганой в Англии. С телетрансляциями. Плюс к тому - зарабатывают люди…
Рассмотрим следующие два матча на австрийском сборе: с Азербайджаном и Саудовской Аравией. Вполне допускаю, что один из них можно было провести на выезде, НО при обязательном наличии телетрансляции. Скажете, что играть в Тирасполе – нюансы, а руководство "Зимбру" требует большой арендной платы и отсюда проблемы? Не верю. С правильной маркетинговой работой заполнится и Тираспольский стадион, и продажа билетов на "Зимбру" окупит расходы по аренде стадиона.
И теперь сравните ситуации. Три игры сборной Молдовы, но для кого? Для тренера Габи Балинта, на месте которого если был бы Каппелло или Моуринью – особой разницы в результатах уж поверьте, мы бы не ощутили. И наоборот: игры дома, полные стадионы, скандирование "Молдова, Молдова", болельщики с флагами страны, телетрансляции по всей стране… Неужели вы подумаете, что эффективность двух подходов - одинаковая??? Да никогда в жизни!!!
В следующей записи, которая надеюсь, выйдет в следующие дни, поговорим о футболе на телевидении и профессиональной футбольной лиги.
P.S. Кстати, вспоминаю, что после игры с Казахстаном я пару дней ждал хотя бы видео гола. А из того, что я знаю, видеозаписи отборочного (!!!) матча молодёжной сборной с Андоррой не существует в природе. Никто не снимал! Я отказываюсь понимать такие ситуации. И это при трёх наших забитых голах и грандиозной послематчевой драке! Почему не снимала принимающая сторона меня не интересует.
P.P.S. Для определенных читателей поясняю: никого не собираюсь учить, как надо работать, а всего лишь высказываю свое субъективное мнение. Устал от "дней сурка" и "циклов сурка"… (29) Читать далее
Контракт или сборная... Быть или не быть...13 февраля 2010
В конференции поступил вопрос. Отвечать на нём решил записью в блоге.
ВОПРОС. Ваше мнение: исполком российского футбольного союза изменит формулировку по легионерам? Молдавские сборники смогут играть за сборную Молдовы или нет?
Из того, что я понимаю, никто ничего менять не будет. У футбольной России есть свои интересы, они посчитали, что для них это решение будет во благо. Скажу честно, молдавские стоны на этот счет меня уже начинают раздражать. Игроков кто-то силой заставляет принимать российское гражданство, чтобы одновременно потерять возможность сыграть за сборную? Нет, конечно. Им предлагается сделать выбор, а выбирают они сами. И никакой Блаттер тут ничем не поможет.(28) Читать далее
"Олимпия"-"Сфынтул Георге". По следам хорошего молдавского матча3 ноября 2009
В моей конференции поступил вопрос, и ответить на него я решил записью в блоге.
Автор: Бэлць Выскажите пожалуйста свое мнение по матчу "Олимпия" - "Сфынтул Георге". И по поводу спорных моментов и их эмоционального обсуждения в комментариях. Спасибо.
Моё мнение я выскажу, но, сами понимаете, это будет мнение заинтересованного лица. Тем не менее… Сразу скажу, что на матче я не был (в жизни есть вещи и по-важнее футбола: пришлось решать вопросы, связанные со здоровьем мамы) и мой анализ составлен после общения с игроками и просмотра видеозаписи (с одной камеры). Началось с того, что после мачта абсолютно ВСЕ игроки были уверены, что судейство было предвзятым. (20) Читать далее
Дарите клубам сайты!18 июля 2009
Вспомнил фразу "Дарите женщинам цветы!" - сел и написал добрался и до записей в своём блоге. Приношу свои извинения за то, что долгое время находился в состоянии "не пишется". Раскачиваться начну ответом на поступивший вопрос в моей конференции. Полностью поддерживая запись Лаврентия на счёт того, чтобы разрешить футболистам в дивизии А играть определенное количество игр будучи не внесенными в заявку, взял на себя смелость проявить инициативу и предложить нашей федерации еще одну идею. Осуществить её или нет – пусть уже решают "в верхах". (9) Читать далее
Кубок Содружества: казнить нельзя, помиловать2 февраля 2009
Так уж получается, что в последнее время я ежегодно посещаю данный турнир и рад, что в этом году, так же как и в 2003, стал свидетелем победы молдавского представителя в лице тираспольского "Шерифа". Как уже высказывался в эфире передачи "Слушаем футбол" с Дмитрием Анточану, каждый приезд "Шерифа" на "Содружестве" - это маленький повод гордости для граждан Молдовы, находящихся на тот момент в Москве, ибо у москвичей при упоминании слова "молдаванин", сразу в голове генерируется вопрос "Почему не на стройке?". (4) Читать далее
Все хорошо, но кое-что я бы добавил13 января 2009
Я, как и каждый из вас, после прошедших длительных праздников только вхожу в рабочий ритм. Причина не кроется в потреблении большого количества молдавского стратегического сырья – вина, а в слишком уж большой для мозгов паузе. Исходя из этого, писать тут серьезные стратегические анализы пока не получается. Но и тренировать серую массу не помешало бы. Так что просто изложу парочку футбольных мыслей.(16) Читать далее
Мнение авторов блогов и конференций может не совпадать с мнением администрации сайта
|
|