Новости
Архив новостей
Joma-sport.md - Конкурс прогнозов
Лидеры
1. бывалый
389
2. pasnik Лидер 19 тура Лидер 26 тура Лидер 33 тура
385
3. victoria Лидер 12 тура Лидер 15 тура
383
4. Slava Лидер 23 тура
381
5. viv Лидер 5 тура Лидер 8 тура
378
Перейти к конкурсу
��������...
Национальная Дивизия, 33-й тур
16.05, 16:00 ФК Флорешть - Сф.Георге
16.05, 18:00 Петрокуб - Сперанца
Матчи недели
16.05, 19:30 Вильярреал - Севилья
Анатолий Рыбак: "Почему не принял предложение Сёмина поработать в "Локомотиве"? Не смог выйти из зоны комфорта, которая у меня была в Кишиневе". Часть 2
18 ноября 2020, среда

Анатолий Рыбак: "Почему не принял предложение Сёмина поработать в "Локомотиве"? Не смог выйти из зоны комфорта, которая у меня была в Кишиневе". Часть 2 Во второй части нашего материала Анатолий Рыбак дает одно из самых откровенных интервью, которые когда-либо выходили на нашем портале, и рассказывает о вещах, о которых до этого не говорил никто:

- Как в советское время устраивались и организовывались договорные матчи;

- Почему Чемпионат Советского Союза был на одном из первых мест по количеству договорняков;

- Зачем по звонку из Ленинграда футболистов "Нистру" заставили сдать матч "Зениту";

- Как грузинская мафия угрожала Анатолию Рыбаку перерезанным горлом, если он не обеспечит победу их команде;

- Как футболисты в СССР покупали валюту на черном рынке и закупались дефицитом во время зарубежных выездов;

А также:

- О матчах Кубка УЕФА с итальянским "Лацио", и о том, как продавец мороженого помог римскому клубу пройти дальше;

- О дружбе с Юрием Семиным, которая продолжается и по сей день;

- Почему президент кишиневского "Конструктора" Валерий Ротарь хотел его убить.

Первая часть интервью с Анатолием Рыбаком: "После победы над "Динамо" Киев толпа подняла наш автобус и попыталась вынести на руках. Представляете, какая была любовь в Кишиневе к команде?"

"Готовимся к игре с "Зенитом". За пару часов до матча к нашему главному тренеру подходят люди от местного райкома и говорят, чтобы мы специально проиграли. И ослушаться ты не имеешь права. Иначе всю жизнь будешь играть на первенство водокачки.
- Говорят, что в СССР было очень много договорных матчей. Это правда?

- Вначале сезона все рубились друг с другом. В конце сезона, когда становилось ясно, кому и что нужно, начинали выходить друг на друга с предложениями. Были команды, которые боролись за медали, были те, кто стоял на вылет. Им очки очень сильно нужны. Но оставались команды, которым ничего не нужно. Они и могли "помочь".

- Что предлагали взамен на победу те, которым она нужна?

- По-разному. Бывало, могли вернуть победу в следующем сезоне и, таким образом, отдать долг. А могли предложить взамен деньги или какие-то дефицитные товары. Были и варианты, когда ничего не предлагали, а отдавать игры все равно приходилось.

- Это как?

- Тогда многое решалось на уровне секретарей райкомов, обкомов и т.д. Допустим, команда из какого-нибудь районного центра ставит задачу. А если еще и за нее болеет генсек или глава райкома, то пиши – пропало. Он может смело позвонить в Молдавию, в Грузию, в Латвию и попросить там местного главу, чтобы тот приказал сдать игру кому нужно.

- У вас такое бывало?

- Конечно, бывало. Готовимся к игре с ленинградским "Зенитом". За пару часов до матча к нашему главному тренеру подходят люди от местного райкома и говорят, что сегодня утром звонил человек в Кишинев из Ленинграда и попросил их шефа, чтобы мы специально проиграли. И ослушаться ты не имеешь права. Это приказ свыше. Теперь представь, каково тренеру и нам футболистам. Всю неделю готовишься к этому матчу, а тут один звонок и тебе говорят, что ты должен проиграть. Было очень обидно.

- И вы слили тогда "Зениту"?

- Пришлось. Но это было не просто. Тренер до последнего рубился с местными чиновниками, говорил, что на стадион придет 20 тысяч болельщиков, а мы должны перед ними играть спектакль, клоунаду и поддавки. На это нам ответили примерно так: тогда будете всю жизнь играть на первенство двора и водокачек. Не выполнить приказ местного генсека было, как преступление.

- Расскажите, как ваша команда сдавала тот матч?

- У "Зенита" тогда Садырин играл в нападении. Мы открываем зону, запускаем его, а он не может никак забить. Раз его пустили, второй, третий. А он, то мимо ударит, то выше, то в штангу. Ему уже говорят: "Паша, ты забивать-то будешь? Сколько тебе еще дать моментов? Люди же не глупые, понимают все". В общем, с 5 или 6-й попытки он, наконец, попал в створ. Очень неприятно вспоминать такие грязные моменты. Но они были, чего уж скрывать?
Захожу во двор нашего дома, а на скамейке сидят три грузина мафиозной внешности. Подходят ко мне и говорят: "Мы знаем, что твой муж Рыбак – защитник "Нистру". Передай ему, что если они не сдадут нам следующую игру, то мы ему перережем горло!
- Давай я расскажу одну историю, - вступает Галина. - Захожу во двор нашего дома, а на скамейке сидят три грузина мафиозной внешности. Подходят ко мне и говорят: "Мы знаем, что твой муж Рыбак – защитник "Нистру". Передай ему, что если они не сдадут нам следующую игру, то мы ему перережем горло!" Я очень испугалась, позвонила сразу знакомому майору милиции, но пока он приехал, их уже не было.

- Что за дикость, Анатолий Яковлевич? Неужели такое было?

- Да. Мы тогда уже вылетели, было ясно, что закончим на последнем месте. А грузинам, чтобы остаться в вышке, нужна была победа. Они хотели решить все заранее, чтобы перед последними турами чувствовать себя спокойно и не смотреть в таблицу и на результаты других конкурентов. Вот и решили нас запугать таким способом, чтобы выиграть.

- Мне бабушка всегда говорила, что СССР было самым честным и справедливым государством в мире…

- Я не знаю, в какой сфере работала твоя бабушка, но в футболе было много грязи. И наезды бывали, и угрозы, и прессовали. Но, конечно, это было не всегда. В основном - в конце сезона, когда кому-то что нужно было позарез: не вылететь или попасть в первую двойку-тройку.

- А как психологически вы выходили на такую игру, когда через жену передают послание о перерезанном горле?

- Старался не придавать этому значение. Поэтому просто играл и все. Даже мог забить, но вратарь их потащил. Но, понимал, что грузины все равно выиграют. Им нужна победа, значит, будет полный настрой с их стороны. Если добрались до моей жены, то представь, как они прессовали и своих футболистов. Там у людей была не двойная, а даже тройная мотивация. Если бы они не выиграли, то им тоже отрезали бы одно место (улыбается). Помню, они вышли, что аж пар из ноздрей дымил. Да и судей тоже зарядили тогда. Арбитр так судил, что все равно не дал бы нам взять очки. Придумал бы точно в конце пенальти, если бы было нужно.


- А как закончился тот матч?


- Мы проиграли, кажется 1:3 или 1:2. В конце того сезона все начали подозревать друг друга в сдачах. Только и думали, что на кого-то вышли и подвезли чемодан с деньгами, а они с остальными не поделились. Когда идешь на последнем месте и шансов выбраться нет, нет и никакой мотивации. В команде уже не было той атмосферы, которая была, когда мы выходили в вышку из Первой Лиги.

- Вас тоже подозревали в том, что вы сдавали матчи взамен на чемоданчик?

- Да. Помню, была последняя игра чемпионата с армянами. Мы проиграли "Арарату" в один мяч. Меня признали даже лучшим игроком того матча, дали за это специальный приз, статуэтку. А мне потом говорят, что я сдавал и взял от армян деньги. Объясняю, как я мог сдавать, если сам чуть не сравнял счет, но со штрафного попала сначала в перекладину, а потом в штангу? Уезжал из команды не в самом лучшем настроении и после этого понял, что играть за тот "Нистру" особого желания нет.

- Как вы попали после "Нистру" в "Черноморец"?

- Очень интересная история. Помог случай. Полетели с женой отдохнуть на море. В аэропорту случайно встретились с тренером Ахмедом Алескеровым. Он меня увидел, спрашивает, где буду играть дальше. Говорю, что из "Нистру" хочу уходить, а вот куда, пока не знаю. Он как это услышал, сразу к себе пригласил в "Черноморец". А они в том сезоне заняли 3 место и вышли Кубке УЕФА. Я даже не мог в это поверить. Вот так вместо вылета в Первую Лигу, я оказываюсь сразу в еврокубках, где предстоит сыграть с итальянским "Лацио". Если проходим дальше, то попадаем на "Барселону".
Еврокубки тогда - это был просто космос. Сейчас от всех бывших советских республик в еврокубках начинает около 40 клубов. А в наше время туда выходило всего 4 команды: одна в Кубок Чемпионов, две - в Кубок УЕФА и одна - в Кубок Кубков
- В такую историю сейчас даже поверить сложно. Футболиста подписывают с первой встречи прямо в аэропорту, без просмотра, без агента, каких-либо статистических данных. Я представляю, что вы чувствовали, когда вместо выездов с "Нистру" по Первой Лиге в условное Иваново или Кемерово вам предстояло играть в Риме на "Стадио Олимпико"…

- Ахмед сказал, что давно хотел меня видеть в своей команде, а первый раз приметил мою игру, когда еще тренировал в Душанбе. Мы попали с ними как-то в Кубке, и я тогда хорошо погонял и потоптал таджиков. Меня больше удивляло, как он так смог поднять команду. Мы вместе с ними рубились в Первой Лиге, набрали одинаково очков, вместе зашли в вышку, там сыграли с ними первую игру вничью. Вот только мы закончили на последнем месте и вылетели обратно, а они взяли третье место и путевку в Кубок УЕФА.

- Давайте про тогдашние еврокубки. Сейчас – это вершина карьеры для любого футболиста. А как было тогда?

-Тогда это был просто космос. Сейчас от всех бывших советских республик в еврокубках начинает около 40 клубов. А в наше время туда выходило всего 4 команды: одна в Кубок Чемпионов, две - в Кубок УЕФА и одна - в Кубок Кубков. И все. Представь, какая конкуренция. Было очень много классных футболистов, которые так и не сыграли там ни одной игры.

- Каково оно - выходить против "Лацио" после матчей с условным "Текстильщиком" и "Строителем"?

- Я не почувствовал никакой разницы. Нас тогда больше пугали, что "Лацио" - это экс-чемпион Италии, что у них четыре сборника Италии, три игрока олимпийки, что там сумасшедший нападающий Киналья, который играл в одном клубе вместе с Пеле и Беккенбауэром. Но мне они ничем не запомнились. Обычная команда. По уровню чуть выше середнячка чемпионата СССР. Мы их весь матч душили, но выиграли всего 1:0. У меня даже был шикарный момент, но головой попал в перекладину. За матч мы пробили по их воротам 26 раз, а они и 5 ударов не сделали.



- А как атмосфера была на стадионе?

- Давай, лучше я расскажу, - вспоминает Галина. - Это был дебют для "Черноморца" и для Одессы в ерокубках. Их стадион вмещал тогда тысяч 45 зрителей, а желающих попасть на игру было больше 100 тысяч. Лишний билет было просто нереально достать. Люди готовы были переплатить в 5-6 больше, только чтобы попасть на эту игру. Я приезжаю в день матча на игру с детьми, пытаюсь пройти на стадион, а меня не пускает охрана, требует билеты. Я им говорю, что я жена футболиста "Черноморца" Анатолия Рыбака. А они мне дерзко отвечают: "Да, хоть Хуяка, но без билетов не пустим". Повезло, что случайно проходил брат Алескерова. Он и провел меня на специальную трибуну, где были родственники и жены футболистов и тренеров. Говорили, что официально в продаже было 45 тысяч билетов, но на матче было если не 55, то 50 тысяч точно.

- Что вам запомнилось больше всего, когда вы вышли в ответной игре на "Стадио Олимпико"?

- Шум. Я думал, что оглох. В Италии на наш матч пришли даже не 50, а все 70 тысяч зрителей. Они как начали мутузить в барабаны. Я реально тебе говорю, что даже не слышал, что мне говорит наш центральный защитник, который был в десяти метрах от меня.

- При такой поддержке на выезде играть было сложнее?

- Не сказал бы. Мы также доминировали, играли лучше, создавали моменты, но никак не могли забить. Но и они тоже не особо атаковали. Последняя минута, счет 0:0, нас все устраивает. И тут происходит драматичная концовка. Это был самый неприятный момент за всю мою карьеру.
"Продавец мороженого сыграл за "Лацио" и испортил мне самый важный матч в моей карьере"
- Рассказывайте…

- Кто-то из наших игроков выбил мяч в аут, а в этот момент проходил продавец мороженого с корзиной. Как только мороженщик увидел летящий мяч, он отбросил свою корзину, по-вратарски поймал его и очень точно и быстро кинул его игроку "Лацио", который тут же вбросил аут в поле. До свистка оставались секунды, так что чем дальше выбил мяч, тем лучше - время идет и работает на тебя. Так вот, не сделай мороженщик свой сэйв, игра бы закончилась. А после вбрасывания аута в нашу штрафную судья посчитал, что я сбил Гарласкелли и придумал точку. Киналья свой гол все же забил с пенальти, и пришлось играть дополнительное время.

А там нас уже просто разорвали. Гол на последних секундах после такого пенальти просто добил всех психологически. В овертайме "Лацио" забил еще два гола, и мы прилетели из Рима с 0:3. Вот так продавец мороженого сыграл за "Лацио" и испортил мне самый важный матч в моей карьере.

- Когда Алескеров тренировал "Шериф", он мне рассказывал про этот момент и говорил, что вы не фолили. По его мнению, судья придумал этот пенальти специально, чтобы вытащить "Лацио" дальше. А знаете почему?

- Почему?

- Потому что победитель этой пары попадал на "Барселону", а СССР тогда открыто конфликтовал с Испанией. Если бы вы даже прошли итальянцев, то на матчи с "Барсой" все равно бы не вышли, и тем более не поехали бы в Испанию. В УЕФА об этом знали, и им не хотелось вступать в эти политические конфликты. Поэтому гораздо проще и удобнее, чтобы все прошло тихо, испанцы сыграли с итальянцами, хорошая афиша "Барселона" - "Лацио", а главное, что обошлось без скандалов со снятием команды из турнира.

- Возможно, и так. Но мы все равно должны были проходить дальше. Поехали бы мы в Испанию или нет, вышли бы на игры с "Барселоной", не вышли – это уже другой вопрос. Понятно, что все решают политики. Но мы футболисты и должны были тогда побеждать такой "Лацио" на поле. Это же, в первую очередь, наш престиж.

- Я представляю, какие кошки у вас тогда на душе скребли…

- Не представляешь, как я себя винил. В первом матче попал в перекладину, во втором у меня тоже был хороший момент со штрафного. А потом этот проклятый пенальти.



- Скажите честно, вы сфолили тогда или нет?

- Мяч летел в воздухе. Я стоял спереди, он был сзади. Мы оба в прыжке пролетели мимо, и мяч улетел за пределы поля. Когда мы уже приземлились, он упал. Я думал, что сейчас судья даст свободный от ворот, а потом свистнет и закончит матч. Но он ставит точку. Если за такое давать всегда пенальти, то их бы было по штук пять-шесть в каждом матче. Сколько я играл, никогда не видел, чтобы ставили точку на игроке, который даже не доставал до мяча и не был первый на нем. Тогда за каждую попытку борьбы в штрафной надо ставить точку.

- Выезд за рубеж в советское время был единственной возможностью прикупить вещи и товары, которых не было в СССР. Что вы тогда себе купили в Риме?

- Джинсы купил. У нас же их не было. Кажется, даже взял две или три пары.

- А валюта? Откуда была?

- Ну, нам же давали какие-то суточные, командировочные. Их и потратил. Там был забавный случай. У нашего капитана Вовки Нечаева пропал чемодан с вещами. Он ходит весь бледный, паникует. В "Лацио" быстро отреагировали на пропажу и в качестве компенсации ему подарили две пары костюмов, две пары футболок, по две пары бутс и кроссовок, которых до этого никогда в жизни не получал. А Вова все никак не может успокоиться, говорит, вы мне лучше чемодан мой найдите и верните, он мне дорог, как память. Итальянцы не понимают, в чем проблема, обещают купить взамен даже новый чемодан. Оказалось, что Вовка спрятал в нем 200 баксов, на которые хотел затариться в Риме. Копил долго, собирал купюрами по 10-20 баксов, которые менял где-то в Одессе на черном рынке. Представь, как он боялся, что чемодан попадет непонятно к кому, его откроют, а там такая сумма. Хорошо, если просто обычные люди найдут. А если вдруг кто-то из нашего КГБ.

Но в день игры представители авиакомпании привезли ему утерянный багаж прямо в номер гостиницы с извинениями. Оказалось, что чемодан случайно улетел в Мадрид. Представить, что он чувствовал, когда его открывал. Но все было в порядке, не пропало ни одного доллара. А в Одессу Вовка вернулся еще и с компенсацией, которую в качестве возмещения ущерба подарил "Лацио". Мы травили, что он приехал богатейшим человеком.
Меня многие спрашивают - как ты мог не принять предложения Семина и не поехать к нему в "Локомотив"? Как представил себе этот переезд, искать там жилье, квартиру. Где-то и побоялся. Как модно сейчас говорить, так и не смог выйти из зоны комфорта, которая у меня была в Кишиневе
- После "Черноморца" у вас в досье написано, что вы перешли в краснодарскую "Кубань". Почему поехали в Краснодар?

- Алескеров ушел из "Черноморца", в Одессе начали строить новую команду, а меня, уже как опытного ветерана, пригласили в "Кубань" под задачу. Клуб ставил цель выйти в Вышку. Меня позвали укрепить защиту, а в нападение пригласили Юрку Семина. Как самых опытных игроков, нас сразу поселили вдвоем в один номер. Жили вместе два года. Могу тебе сказать, что до сих пор он остается моим лучшим другом, который меня никогда не забывает и всегда помогает.

- Юрок – очень добрый и правильный человек. Ему не вскружили голову ни слава, ни большие деньги. Помню, я первый раз приехала в Краснодар к Толе в гости. Не виделись почти два месяца. Юрок подходит, сам дает мне ключи от их номера в гостинице и говорит: "Вы давно не виделись, соскучились, отдыхайте. А я, пойду, пройдусь, погуляю по городу до вечера", - откровенничает Галина.

- Сейчас общаетесь?

- Общаемся. И не только. Он знает, что я живу не богато, и всегда мне помогает. Как только кто-то из Москвы едет в Кишинев, он всегда передает через знакомых и футболистов мне деньги: "Рыбака, знаешь? Передай ему, пожалуйста, 500 долларов". Когда в "Динамо" Киев работал, мог через Вебера передать. Я по возможности тоже стараюсь его угостить, чем могу: вино наше, конфеты, виноград.

- Тогда было видно, что Семин станет одним из лучших тренеров России и дойдет три раза до полуфинала еврокубков?

- Какой там, видно. О чем ты? Мы тогда даже не думали, чем будем заниматься после того, как закончим с футболом.

- А как игрок, каким он был?

- Играл в нападении. Колючий такой. Не зря его шилом называли. Если идешь с ним в силовую борьбу, у тебя потом обязательно будут синяки. Меня поражала его настырность впереди. Вроде бы и не пахнет голом, а он умудрялся забивать в касание из таких позиций, что это казалось просто не реальным. Я удивлялся, каждый раз его спрашивал: "Юрок, ну как ты это делаешь?" В итоге его голы и помогли нам выйти в вышку. С "Кубаню" я третий раз туда поднялся, а до этого были два выхода с "Нистру".

- Сейчас общаетесь с ним?

- Да, мы частенько на связи. Последний раз виделись с Юрком три года назад, когда "Шериф" играл с "Локомотивом". Недавно созванивались, я ему рассказал, что остался без работы. И он пожаловался, говорит: "И меня тоже нафиг из родного клуба выкинули".

- Мацюра играл с Бердыевым и тот пригласил его работать в "Рубин". Звал ли вас ваш друг Семин к себе в "Локомотив"?

- Конечно, звал. Но я не поехал. Юрок приглашал, и не раз. Я ездил к нему в гости в Москву, в Киев, когда он был в "Динамо", но на переезд так и не решился.

- Почему? Почему вы упустили такую возможность зацепиться в Москве и в том же "Локомотиве"?

- Меня многие спрашивают, как ты мог не принять предложения Семина и не поехать к нему в "Локомотив"? Как представил себе этот переезд, искать там жилье, квартиру. Где-то и побоялся. Как модно сейчас говорить, так и не смог выйти из зоны комфорта, которая у меня есть в Кишиневе. Да и не хотел сильно Юрка грузить своими проблемами. Как-то неудобно мне было.
Когда второй раз вышли в Высшую Лигу, понимал, что уже в возрасте, доигрываю и через год уже никому не буду нужен, как футболист. Надеялся хотя бы на двушку. А тут мне дают даже не двушку, а четырехкомнатную квартиру
- В начале 80-х годов вы вернулись в "Нистру" и во второй раз поднялись с командой из Первой Лиги…

- Да, вернулся доигрывать. Уже был старый, понимал, что заканчиваю. Даже не думал, что мы сможем выйти в Вышку. Просто играли в каждом матче на победу, смотрим в таблицу, а мы за пару туров до финиша идем на повышение, хотя такой задачи никто нам не ставил.

- Получается, вы как настоящий лидер, два раза вывели главную молдавскую команду в вышку?

- Да, какой там лидер. Не преувеличивай. Это в молодости я считал себя звездой. А потом понял, что я брал только за счет физики, хороших данных и рубилова. Шел на таран без страха за свое здоровье и меня многие боялись. Сколько раз я голову разбивал, сталкивался лбами, затылками. Глаза наливаются кровью и бегу прямо, как троллейбус. Оставалось только повесить на мне табличку: "Не подходить, убьет". Сколько раз себе говорил: ну, остановись ты, сделай паузу, убери на замахе. Но, нет, бежал всю жизнь вперед, а куда бежал, зачем?

- Какие-то премиальные были за выход в вышку в 1983-м году?

- Да. Деньгами дали 2000 рублей. Но это не главное. Деньги у нас и так были. Мне дали квартиру, четырехкомнатную новенькую квартиру на Ботанике. К тому времени у нас уже родился второй ребенок, необходимо было расширяться, и мне пошли на встречу. Даже не думал, что со мной так благородно поступят. Понимал, что уже в возрасте, доигрываю и через год уже никому не буду нужен, как футболист. Надеялся хотя бы на двушку. А тут мне дают даже не двушку, а сразу четырехкомнатную.

- Сейчас в футболе модно рассказывать про всякие тактики. А как у вас тогда было в этом плане?

- Знаешь, какая у нас была тактика в том "Нистру"? Как только мяч у меня или у других защитников, мы сразу выбивали его в сторону Мацыка (Александр Мацюра – прим. авт.), а он уже там сам разберется. У него была самая светлая голова в команде, он вел игру и всегда находил выход, как бы его не загнали. Про таких, как Мацык говорят, что даже если его закрыть в телефонной будке и набить ее людьми, он все равно оттуда выберется. И не просто выберется с мячом, а еще и продолжит атаку. Наша задача была просто дать мяч ему, а он уже им найдет наших нападающих. Либо один на один кого-то выведет, либо на пустые ворота отдаст, либо сам положит.


- В 70-х вы застали начало карьеры молодого Павла Чебану, а в 80-х вы играли вместе с ним, когда он уже был зрелым футболистом. Каким он был футболистом?

- У Пашки не было скорости. В начале, он мне казался каким-то медленным, неспешным. Но потом он прибавил, как и Мацык, играл больше мозгами. Помню один эпизод. В одном матче его трое накрывают, думаю, сейчас отберут мяч, бегу назад, чтобы не получили контру. А он умудрился выкрутиться, как-то на паузе одного убрал, потом на замахе второго и рванул на тот фланг на Республиканском стадионе, который ближе к вип-ложе, а оттуда сделал голевуху. Мы в шутку ему говорим: "Ты так разогнался, мы уже подумали, что в вип-ложу побежал, потому что тебя туда позвали" (улыбается). Когда есть игровой интеллект и понимание игры, то ты всегда вырулишь из любой ситуации. И он выруливал.

У меня была хорошая физика, я почти всегда первым прибегал все нормативы, все эти тесты Купера, прыгал в длину, в высоту, бежал. А вот если добавить к моей физике еще и такую же голову и интеллект, как у Пашки, то вот тебе готовый игрок для сборной СССР (улыбается).
Зеленый как увидел меня, так сразу налетел: "Ах ты, гад, так ты еще живой. Сейчас я тебе твой флаг в жопу засуну!". И побежал на меня с кулаками
- Когда закончили с футболом, тяжелее стало жить? Я к тому, что уже никто не платил зарплату в штуку рублей?

- Первое время было не так ощутимо. Мне не давали закончить (улыбается). После "Нистру" в середине 80-х пригласили на Сахалин. Был там, как говорят, играющим тренером в местной команде, которая называлась "Рыбак" (смеется). Мы даже выиграли Кубок Сахалина. Там меня по деньгам не обижали. Потом играл за "Авиатор" с твоим батей на город. Команда летчиков пригласила меня и Пиуновского помочь им. Мы так удачно помогли, что даже взяли первое место. За чемпионство нас тогда наградили такими большими красными лентами. Эта награда у меня самая любимая. За три выхода в вышку у меня малые золотые и серебряные медали, но такую красивую ленту с надписью "Чемпион" мне дали только один раз тогда, когда мы выиграли город.

Но когда полностью перестал играть, конечно, стало гораздо тяжелее. Распался Союз, многое поменялось, пришлось приспосабливаться. Пробовал где-то работать, подрабатывать, тренировал, потом ушел в судейство, инспектировал матчи. Был момент, когда у меня был очень маленький доход, что я даже не мог оплачивать коммунальные за четырехкомнатную квартиру. Накопились долги. Решили с женой, что лучше ее обменять на однокомнатную, потому что там меньше площадь, а значит и меньше платить в месяц за все услуги.

- Как вам судейство?

- Я был боковым. Честно тебе сказать, не особо получал удовольствие. Постоянно на тебя с трибун орут болельщики, недовольны тренеры, игроки, президенты. Живешь в атмосфере какого-то негатива вечного. Один раз после матча "Конструктора" Зеленый (Валерий Ротарь – прим. авт.) кричит мне, что просто убьет меня, за то, что я поднял офсайд и не засчитал в Бельцах их гол. Потом говорит, что ему надо срочно ехать на другую стрелку, но он со мной еще разберется.

Ну, думаю, покричит и успокоится. Через месяц случайно встретились с ним в офисе Федерации. Он как увидел меня, так сразу налетел: "Ах ты, гад, так ты еще живой? Сейчас я тебе твой флаг в жопу засуну!". И побежал на меня с кулаками. Еле успеваю отойти в сторону.

Понял, что все время так уворачиваться не хочу и судить желание отпало. Потом какое-то время инспектировал, ну а потом вернулся к тренировкам с детьми, чем занимаюсь и до сих пор. Понял, что это мое и был счастлив в "Зимбру" все эти 22 года.

- В первой части я спрашивал вас про вашего воспитанника Куртияна. Хочу спросить сейчас про Кошелева-младшего. Вам приятно, что ваш воспитанник играет в чемпионате Голландии?

- Конечно, я рад за него. Но, давай будем честными. Что я ему мог дать, как защитник? Чему мог его научить в плане игры в воротах? Там папа поработал хорошо и вырастил из него хорошего вратаря. И я это понимаю. Мне чужого не надо и присваивать чужой труд я тоже не буду. Я, вообще, не люблю кичиться тем, что вот этот мой воспитанник, тот мой воспитанник.

- Но защитники "Зимбру" и сборной Тестимицану, Толоконников – это же уже игроки вашего труда. Как и Куртиян. Нынешний тренер "Буюкан" Андрей Мартин, в прошлом тоже хороший защитник и ваш воспитанник. Кто был самый трудолюбивый из всех?

- Смотри, ты делаешь сейчас акцент на состоявшихся футболистах, которые по молдавским меркам были топовыми игроками. Но ты знаешь, сколько лет я работал с группами здоровья? Ты знаешь, что такое тренировать группу здоровья? Тебе бросают пацанов, у которых нет, не то что таланта, они и по мячу не всегда попадают. Не представляешь, насколько сложно с ними работать. Но мне нравилось. Нравилось, потому что это был не легкий путь.

Сколько раз такое было, когда приводят пацанов, которых списывают в основной команде и говорят, что это неликвид. Работаешь с ними, год, два и их берут в основную группу. Для меня это не меньший показатель качества моей работы, чем игроки сборной, которых ты перечислял. Был парень, который не мог набить и двух раз, с ним даже во дворе не хотели играть. Он ходил ко мне в группу здоровья, мы много тренировались и он добился того, что его не только взяли потом в основную группу, но и до "Зимбру-2" даже дошел. Мне всегда приятней научить играть в футбол ребенка, который менее одарен и талантлив, потому что это сложнее.

- Если вас сейчас пригласят обратно в "Зимбру", вернетесь?

- Сейчас все подумают, что мы затеяли это интервью с тобой, чтобы организовать мое возвращение в "Зимбру". Но даже если сейчас меня позовут обратно, я не смогу это сделать. Это будет неправильно по отношению к Славе Максимову. Когда я оказался на улице, он взял меня к себе, помог. И если сейчас я уйду, получится, что я его предаю и кидаю. Работу, которую я начал у него в "Реал Сукчес" надо довести до конца.

Хотя в будущем, все может быть, и я еще и поработаю снова в "Зимбру". Сейчас там новое руководство, новые начальники, за детский футбол недавно начал отвечать Влад Гоян. Он очень классный мужик, и у него точно все получится. А мое возвращение? Как там говорят: никогда не говори никогда. Времена меняются, меняются и руководители, начальники, границы. Что уж там говорить тогда про нас, тренеров…

Автор: Сергей Беседин, специально для Moldfootball.com.

Последние 5 материалов рубрики:

Анатолий Рыбак: "После победы над "Динамо" Киев толпа подняла наш автобус и попыталась вынести на руках. Представляете, какая была любовь в Кишиневе к команде?"

Руслан Плопа: "Главная задача женского футбола - создание Лиги и условий для появления клубов, которые будут платить полноценные зарплаты своим футболисткам"

Вторая часть интервью с Геннадием Орбу: "В тот сезон, когда "Дачия" стала чемпионом, другие команды нам тоже помогали, отбирали очки у "Шерифа". Нет смысла это отрицать"

Первая часть интервью с Геннадием Орбу: "Мог начать карьеру в "Зимбру" - не договорились по деньгам. Дед звал в "Конструктор", но его убили. И вместо двух лучших клубов Молдовы я оказался в "Интерспорте"

Пол Браун, посол "Дандолка": "БАТЭ обыгрывал "Баварию", а мы разгромили БАТЭ со связкой наших защитников, один из которых продает мясо, а второй - баскетбольный тренер"

Остальные материалы рубрики, опубликованные на портале Moldfootball.com, вы можете найти по этой ссылке.

Источник: Moldfootball.com
Администрация сайта не несет ответственности за комментарии, оставленные посетителями. В то же время, администрация призывает читателей вести дискуссии в рамках приличия. Сообщения о политике, религии, языках, содержащие оскорбления, флуд или рекламу, могут быть удалены, а доступ на сайт их авторам может быть блокирован на неограниченный срок. См. подробности: Политика модерации комментариев
1232
20:51, 20.11.2020
Присоединяюсь. Прекрасное интервью. Читается запоем. И да, никаких "чудаков", "голешников" и т.п. Нормальный русский язык, без примесей. Спасибо, Сережа :)
Сергей Беседин
19:13, 19.11.2020
Умножаем это на 3 дня в неделю, когда у него тренировки и получаем 600 лей. Теперь эту сумму умножаем на 4 недели в месяц. Итого: 2400 лей. Это чуть больше, чем 100 евро в месяц
Сергей Беседин
19:11, 19.11.2020
Для нрьь

Анатолий Рыбак живет на Ботанике, а на тренировки ездит на стадион Тракторного завода. Такси туда стоит около 100 лей в один конец. Получается 200 лей в день. Умножаем эту сумму на три тренировки в
GHENA
12:15, 19.11.2020
ODNA NE TOCNOSTI- PERED 4 KOMNATNOI KVARTIROI U TEBEA TOLEAN BILA 3(TREOCHKA) I MECTATI O 2(DVUCHKE) TI NE MOG TUT TI POCRIVIL DUCHOI! A TAK UVAJUHA TEBE I PODOLICHE PEREDAVATI OPIT MOLODIM!!!
Kolea
22:43, 18.11.2020
Уважуха Рыбаку и респект. Мог бы сказать, что воспитал Кошелева, а он честно сказал, что это больше заслуга его отца. Человек не понтуется тем, что его воспитанник Куртиян, а больше рад за обычного пацана, который со двора дорос до Зимбру-2. Жаль что в Молдове осталось мало таких людей и тренеров
Сталин Всея Руси
19:51, 18.11.2020
Очень захватывающее интервью, побольше бы таких тут читать.
Желаю, чтобы у Рыбак выловил свою золотую рыбку, чтобы не упускал в последующем хороших моментов (предложений) в жизни! А Максимову, Сёмину и прочим, кто помог, великое уважение! Каждый из нас может оказаться в подобных ситуациях, надо оставаться людьми, быть искренними!
прьь
16:05, 18.11.2020
Кто-то знает в каком районе проживает г-н Рыбак? Какие у вас в Молдавии цены на такси? Сколько денег стоила бы поездка туда-обратно на работу для него? Щас же есть эти системы донатов, предлагаю тому же Молдфутболу замутить тему, чтобы мы собрали какие-то деньги на такое дело. Я бы точно закинул бы от себя. Хотя бы один месяц, хотя бы 2-3-4 реально помочь человеку. Что скажете?
прьь
16:01, 18.11.2020
Тираспольчанин

Однозначно! Я то в плане, что к Рыбаку по умолчанию респект и уважуха! Но согласен, надо было написать отдельным текстом.

Г-н Рыбак, мое к Вам почтение! Спасибо за Вашу карьеру, за труд с детьми, за искренность! СССР был еще тем левеньким полит строем, но надо отдавать должное - воспитывал реально классные личности.

Найдет в Кишиневе какая-то компания, которое заключило бы договор с какой-то фирмой такси, чтобы оплачивать Рыбаку ежедневно дорогу туда-обратно на работу? Если узнаете, что таковые нашлись, напишите тут.
Тираспольчанин
15:45, 18.11.2020
А я зауважал не только Семина, но и Рыбака. Видно, что отвечал предельно честно на все вопросы Беседина и про деньги, и про зарплаты с премиями, и про квартиры, и про договорняки. Побольше бы таких живых и интересных материалов. Получил кайф от чтения этого интервью и узнал много нового
прьь
15:20, 18.11.2020
Немного зауважал Семина. ) До сих пор знал его как интригана 80-го уровня.

Офигенное интервью! Респект Беседину и Молдфутболу!
Леганес
13:06, 18.11.2020
Согласен, это уже психология, умение управлять и поставить себя в коллективе
Сергей К.
12:54, 18.11.2020
Главный тренер и не должен проводить тренировку.

Что касается детей. Дети смотрят на тебя как на Бога, ловят каждое твое слово и радуются любому голу в обычной двухсторонке как в самому важному в жизни. А взрослые игроки могут ложить на тебя и плохо это скрывать.
Леганес
12:45, 18.11.2020
Хотя и Семин и Венгер - культовые тренера и стратеги своего времени в своих чемпионатах. Семин, вообще, мой любимый тренер, который уникален - он был всегда успешен, в любое время, будь то 90-е, 2000-е, 2010-е и даже в 2017 он виыграл чмпионат и был топом. Менялась власть, поколения, законы, условия, технический прогресс, люди, законы, но Семин адаптировался ко всем переменам и всегда был успешен.
Леганес
12:42, 18.11.2020
Для Сергей К.

Я бы не скаазал, что с детьми проще. С ними надо возиться, учить, показывать. Это очень кропотливый труд. Взрыслые уже все умеют, их не нужно учить часами как останавливать мяч, как жонглировать и т.д. Я видел пару раз тренировки Семина. Вышли его помощники, провели разминку. Потом сделали какие-то упражнения с мячом, типа там там выход 6 в 4 или один бежит и подает с фланага, а трое в штрафной. Дальше поделились и сыграли двухсторонку. Выходит Семин , посмотрел 20 минут эту двухсаронку и ушел. Дальше опять помощники заканчивают тренировку. Вот и все. Слышал такое же примерно и про Венгера. Он даже бывает не появляется ни на минуту на тренировках. Ну чему можно во взрослом возрасте учить Анри, Фабрегаса и ко? Поставил расстановку, тактику и вперед. Я бы посмотрел как тот же Венгер часами учит молодого пацана обработке мяча и жонглированию
Сергей К.
12:32, 18.11.2020
Да, очень интересно был почитать. Если про Локомотив это правда то Рыбак сделал большую ошибку. С другой стороны видимо это не его. Надо еще уметь жить такой жизнью как тренер сильного клуба. А с детками проще.
НАЦИОНАЛЬНАЯ ДИВИЗИЯ 2020/21
Команды
И
В
Н
П
Мячи
О
1.
Шериф
33
30
2
1
111-6
92
2.
Петрокуб
32
23
7
2
76-17
76
3.
Милсами
33
20
7
6
64-31
67
4.
Сф.Георге
32
19
4
9
58-39
61
5.
Дачия Буюкань
33
11
8
14
39-44
41
6.
Динамо-Авто
33
10
11
12
48-57
41
7.
ФК Флорешть
32
8
5
19
32-74
29
8.
Зимбру
33
6
5
22
37-59
23
9.
Сперанца Н
32
5
8
19
29-75
23
10.
Кодру
33
1
3
29
21-113
6
Бомбардиры
Кастанеда (Шериф)
26 (7)
В.Амброс (Петрокуб)
16 (4)
А.Антонюк (Милсами)
14 (5)
С.Платика (Петрокуб)
11 (1)
М.Михалёв (Динамо-Авто)
11 (4)
Кричмарь (Дачия Буюкань)
10
Кобец (ФК Флорешть)
10 (1)
Я.Цуркан (Петрокуб)
9
Коловос (Шериф)
9
А.Траоре (Шериф)
9
Пунтус (Милсами)
9
Волков (Сф.Георге)
9
Ар.Патраш (Зимбру)
9 (3)
Назар (Милсами)
8
Близниченко (Шериф)
8 (1)
Стынэ (Сф.Георге)
8 (1)
Ассистенты после 15.05
А.Антонюк (Милсами)
18
Кастанеда (Шериф)
12
Кристиано (Шериф)
11
Михалев (Динамо-Авто)
9
С.Платика (Петрокуб)
9
Коловос (Шериф)
8
Бондаренко (Сф.Георге\Флорешть)
8
Стынэ (Сф.Георге)
7
В.Амброс (Петрокуб)
8
Семиров (ФК Флорешть)
7
Гадзе (Шериф)
7
Я.Цуркан (Петрокуб)
7